Обсуждения после фильмов не были однозначными, а принимали в нем участие журналисты, приехавшие со всей страны. Им часто вообще не нравились российские картины, а это были заметные работы, отражающие процессы, происходящие в современном отечественном кино. Кто-то с руганью покидал зал. Мы поговорили с Федором Поповым, как работают молодые кинематографисты на базе центра, который он возглавляет.
- Вы опять работаете с Борисом Акоповым на его новой картине «Кэт»? На каком материале он теперь работает?
- Как говорит сам Борис, это будет продолжение его первого фильма «Бык». Он даже думает о трилогии. В этот раз будет женская история, но действие происходит не в 90-е, а в наше время. Героиня Катя по кличке Кэт – экскортница, у нее есть годовалый ребенок. Коллизия связана с тем, что она разрывается между своим работодателем, которому задолжала после вынужденного простоя, и ребенком. У нее возникают препятствия в общении с ним.
- Где тут продолжение? Героиня и время совсем другие.
- Дело не во времени. Можно брать любое период и анализировать, препарировать какие-то темы, созвучные сегодняшнему дни. Герои – опять молодые люди, как и в «Быке». Их характеры и судьбы показаны через общественный срез, и неважно, что это уже не 90-е, а наше время. Большой разницы нет, поскольку молодые люди решают примерно те же самые проблемы.
- Как вы думаете, почему молодые кинематографисты постоянно обращаются к 90-м, а скажем, не к 80-м?
- Мне кажется, что это даже интересно, когда люди другого поколения оценивают время, которое не застали. Мне лично это понятно. 90-е дают хорошую почву для реализации любого замысла. Там было все – романтика, подлость, цинизм, преступления во имя чего-то, честные и нечестные выборы ради того, чтобы кто-то не прошел. Все было намешано. Бери любую тему и на материале 90-х раскрывай. Пока мы жили спокойно, в другой части страны шла война. Иногда она касалась и Москвы. Вспомним, «Норд-Ост», взорванные дома.
Борису Акопову – 35 лет. Он застал 90-е в юном возрасте и, наверное, у него есть свои впечатления. К тому же, его отец был следователем, рассказывал ему разные истории. У меня вдруг возникло неожиданное сравнение с «Амаркордом» Феллини, который вспоминает не просто свое детство, а показывает свой взгляд на общество. Мне это интересно. Конечно, у меня есть свой взгляд на 90-е. Я в то время был уже взрослым человеком. У Бориса – свой взгляд. Это же прекрасно.
- Борис занимался балетом и производит впечатление мягкого человека, и вдруг такой взрыв на экране.
- Борис и его мама, которую я немного знаю, рассказывали, как он рос в Балашихе. Это же хулиганский район. Вот мама и отдала его в интернат Большого театра, где была жесточайшая дисциплина, муштра и порядок, лишь бы он не стал одним из тех, о ком снял фильм «Бык». Боря стал артистом Большого театра, прошел какой-то путь. Ничего звездного там не было, зато хватало невероятных физических нагрузок, травм. Таких, что многие виды спорта отдыхают. В балете быстро проходит возраст, когда ты еще можешь чего-то достичь. И в какой-то момент Борис пришел в режиссуру. Все произошло не сразу, был некий путь через борьбу и отрицание, преодоление себя. Он учился во ВГИКе у Андрея Эшпая и Владимира Фенченко.
- Где и когда пройдут съемки его нового фильма?
- В Москве в ноябре. Борису удалось в первой картине открыть Юрия Борисова, которого тогда знали мало. Но у нас нет такой задачи – взять неизвестных актеров. Мне близок его подход. Он требовательный к себе человек. Сложилась прекрасная команда, приглашен молодой и талантливый оператор Петр Буслов-младший, сын режиссера и продюсера Константина Буслова.
- Интересно вам с молодыми работать?
- Да, они – другие и очень талантливые. Те, кто уже надежные и проверенные, пусть снимают свои блокбастеры, на которые, к сожалению, народ часто не ходит.
- Вы с Борисом Акоповым и Александром Цоем работали на базе «ВГИК Дебют». Что он дает начинающим кинематографистам?
- «ВГИК Дебют» существует девять лет. Там я в основном дебюты продюсирую, и не только режиссерские, но и сценарные. С Александром Галибиным будем снимать детский фильм «Приключение маленького Бахи» по сценарию, созданному в мастерской Зои Кудри, ее студентами, где основным автором стала Анна Веллер. Почему приглашен опытный Галибин, а не дебютант? Чтобы чувствовать себя уверенно, поскольку и сценарий дебютный, и сниматься будут дети. Не стану скрывать: на детские фильмы дают больше средств. Но снимать их силами дебютантов совсем уж жестко. Наши картины с маленьким бюджетом мы еле-еле вытягиваем. Это суровое испытание для молодых ребят: первая картина да еще в суровых финансовых тисках. Но те, кто состоятелен в творческом плане, его проходят, как это было с Сашей Хантом, Борей Акоповым, Сашей Цоем. Все, кто у нас начинал, сейчас в работе. В самостоятельном плавании Виталий Суслин, снявший уже три картины. Свой первый фильм «Дефиле» он делал у нас. Вторая его картина «Голова. Два уха» получил призы на многих фестивалях.
- «Дефиле» - не самая удачная картина, а вот две последующие хороши.
- Дебюты не всегда бывают удачными. Главное – поставить человека на рельсы. Виталию было непросто в производстве. Вторую картину он снимал сам, без продюсера, чтобы никто не давил. Иван Шахназаров вторую картину пока не снял - ищет свою тему. Саша Цой – блестящий режиссер. Его картина «Когда она приходит» с блестящей режиссерской, операторской, актерскими работами. Ее оценили критики. Но как сказал один известный фестивальный отборщик, это не их чашечка кофе, что объяснимо. Это же жанровое кино, психологический триллер. Саша учился у Владимира Хотиненко, но не во ВГИКе, а на Высших курсах сценаристов и режиссеров. Тем не менее, мы его запустили на нашей студии. У него оператор – вгиковец Никита Кармен.
- Имеет отношение к классику советского кино Роману Кармену?
- Прямое. Оператор Максим Кармен – его отец, Роман Кармен – прадед.
- Журналисты, приехавшие на форум из разных регионов страны, как выясняется, почти не знают российского кино.
- Это очень болезненная лично для меня тема. С таким трудом пробиваешь дебюты, ищешь финансирование, потом в производственных тисках делаешь все, чтобы не было творческого компромисса, и ребята не чувствовали бы себя ущемленными и состоялись, доводишь картину до фестиваля, а потом сталкиваешься с невозможностью проката. Сказать, что ситуация тяжелая, это значит ничего не сказать. А тяжелая она потому, что мы боремся сами с собой. Выходит блокбастер с огромным бюджетом и вытесняет всех остальных, занимает все залы, и мало собирает. Его зажимает голливудское кино. После эпидемии, думаю, доля отечественного кино будет очень маленькой, меньше десяти процентов. Фильм «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов» Александра Ханта, который создавался на «ВГИК Дебют», мы прокатывали сами. Но перед этим прошли круг по всем прокатчикам. Крупные таких, как мы, не замечают. Мы для них - букашки. У них глобальные картины. А тут семечки, которыми не наешься, хоть килограмм съешь. Независимые прокатчики заинтересовались, но когда начинаешь с ними говорить, то арифметика оказывается не в нашу пользу. Пришлось самим прокатывать.