Пандемия поспособствовала некоторым качественным сдвигам. В фестивальную программу попали картины, которых при другом раскладе мы могли бы и не увидеть. Как сказал продюсер Александр Роднянский, представляя «Дочь рыбака», отдавая фильм на ММКФ, он исходил из того, что это живой фестиваль и было бы неправильно надолго откладывать жизнь фильма. Фестивали один за другим уходят в онлайн. О том, как грамотно продвигать кино, рассказал в израильском конкурсном фильме «Как сыр в масле» Гур Бентвич. Его героем стал режиссер на грани нервного срыва, фильм которого имел бездарную рекламную кампанию, собственно, как и фильмы самого Бентвича, в чем он не побоялся признаться. Все было в его жизни: сердечные приступы и творческие неудачи, как и у героя фильма, которого он сам сыграл. «Он, как динозавр, застрял в прошлом. Мои фильмы тоже сложно продать, поскольку они комичны и трагичны, непонятно, к какому жанру их отнести», — сказал он.
Одна из лучших картин — румынская «Предвыборная кампания» Мариана Кришана — отмечена Федерацией киноклубов, а это лучшие зрители, пропагандирующие кино. Жюри ФИПРЕССИ предпочло британскую ленту «Хильда» Риши Пэлэма.
Широкого мирового спектра в конкурсе не было, зато участвовали сразу две картины из Казахстана, и одну из них снял южнокорейский режиссер Ким Ки Дук. Казахстан представляла и «Судьба» Жанны Исабаевой, созданная в традициях южнокорейского кино, а иногда отсылающая к эстетике Алексея Балабанова. 19-летний парень приезжает из деревни на заработки в столицу. Подобно сказочному герою, он стоит на развилке трех дорог. По двум из них пойдешь — несчастье найдешь, и только третья может привести к свадьбе. Прокручивается три сюжетных поворота. Жизнь в большом городе без близких, ночлега, с пустым кошельком становится горьким опытом для героя. Жанна Исабаева и сама испытывает судьбу: из Алма-Аты она переехала в Калифорнию, считая, что лучше работать официанткой в Лос-Анджелесе, чем снимать независимое кино в Казахстане. Никогда она не получала там никакой поддержки, работала на свой страх и риск.
Географию расширила «Бесплодная невеста», но это не привычное зрелище из Болливуда, с песнями и танцами, хотя режиссер Джадаб Манант пишет песни. Картина рассказывает о традиции патриархального штата Индии, откуда родом режиссер, — празднике в честь наступления месячных. У героини с этим проблемы, и вся деревня осведомлена об этом. А некоторые герои проиллюстрировали на собственном примере все тайны физической любви, запечатленные на стенах древних храмов.
Как никогда прежде, в конкурсе, состоявшем из 13 картин, много было российских фильмов — пять, причем два совместного производства. Связано это с эпидемией.
Во внеконкурсной программе показали немало отличных картин, иногда неожиданных, как «СПА» Гийома Никлу. В этой на редкость остроумной французской комедии снимались писатель Мишель Уэльбек и Жерар Депардье, причем сыграли самих себя в предлагаемых обстоятельствах. Они проходят курс лечения в центре талассотерапии в приморском Кабуре, как могут соблюдают диету, при этом много пьют, несмотря на запреты. В «СПА» отдыхающие прохода не дают писателю и актеру, признаются в любви, и только один нервный пациент бросит им в лицо: «Вы — позор Франции». Как это отыграно Депардье! Блестящая, остроумная работа, лишний раз свидетельствующая о том, какой он мощный артист. 80-летняя особа, сбежавшая от мужа с молодым темнокожим любовником, встретив Депардье, скажет ему слова поддержки: «Я тоже люблю Путина, Жерар». Услышали мы эти слова в день рождения нашего президента.
В «Пражской оргии» режиссера еще чехословацкого кино Ирены Павлазковой, отсылающей в 1976 год, постоянно вспоминают Брежнева, превратившегося в мировое зло. Зрители даже старшего поколения в замешательстве: комедия это или все всерьез? События периода «холодной войны» и связанные с ней ристалища только теперь выглядят комично. Американский писатель Натан Цукерман пытается найти в социалистической Чехословакии ценные рукописи. Под бдительным оком тайной полиции он знакомится в Праге с писательницей Ольгой, известной в богемных кругах как дама, показывающая промежность. Эту смелую роль элегантно и смешно сыграла российская актриса Ксения Раппопорт. Ирена Павлазкова сумела изящно и с юмором рассказать о страшном, в сущности, времени, в котором люди умели радоваться жизни, несмотря на сплошные препоны.