Один из самых продуктивных современных режиссеров Андрей Кончаловский, поучаствовав в Венецианском кинофестивале с картиной «Дорогие товарищи!», представил на ММКФ документальный фильм «Человек неунывающий» и стал одним из немногих кинематографистов, кто лично присутствовал на фестивале. Он не раз работал с непрофессиональными актерами, и теперь одним из его героев вновь стал главный персонаж «Белых ночей почтальона Алексея Тряпицына». Не все его узнают. Алексей Тряпицын стал командиром поста пожарной части в своем поселке и на вопрос о том, за что мы любим Россию, ответил: «За все!».
Участникам проекта задают одни и те же вопросы — например, такой: «Что главное в русском характере?» Самый распространенный ответ — терпение. А вот в чем смысл жизни, никто не ответит. Режиссер, управляющий своими героями, предпочел их молчание. «Любой фильм — искажение реальности. Любое искусство — ложь, но большое искусство — ложь, которая помогает понять правду жизни», — так он считает. Казалось бы, где Кончаловский и где русский народ. Но сам он иного мнения: «Я всегда чувствую себя рядом с людьми, от которых не пахнет потом. Когда человек работает в поле, от него потом не пахнет. Это в метро пахнет».
Чтобы понять суть нации, он поговорил с несколькими десятками обычных людей. Свойства русского человека по Кончаловскому: «Не слушает, а думает, что ответить». Скучных людей, по его мнению, нет. «Я искал неунывающих. В любой ситуации человек может найти опору, имея цель. Несчастных людей везде полно. География, климат и религия — главные компоненты в формировании русского сознания. Русский человек — крестьянин до сих пор. Буржуазии у нас никогда не было. В России капитал зависит от власти. И в Кремле — крестьянское сознание, и в Думе». И себя назвал неунывающим, раз уж сидит и разговаривает с нами во время пандемии.
Герои живут в разных частях страны — от Байкала до Краснодарского края. Это — молодой учитель химии, приехавший в деревню; представительница «народной журналистики», обеспечивающая телерадиовещание в станице Краснодарского края; фельдшер с острова Ольхон, кормящая грудью ребенка во время перерыва; многодетная семья сибиряков, где детей в одиночку воспитывает отец-священник; фермер, не доживший до премьеры. Он-то и скажет, что в жизни нет никакого смысла. Есть просто жизнь.
В другом конкурсном фильме «Хенд мейд» Евгения Григорьева, тоже состоящем из новелл, речь идет о людях труда: сталелитейщике, анестезиологе, надевающем рясу священника после работы, экскаваторщике Александре Сергеевиче Пушкине, которому жена не разрешила участвовать в съемках из-за режиссера — молодой девушки Марии Козловой. Она станет не только автором новеллы, но и самым интересным персонажем. Как и Кончаловский, Мария ищет в людях «компоненты счастья».
«Шаман» Андрея Осипова, построенный на хронике, — попытка осмыслить, кто такой Сталин в русском сознании. Режиссер испытал радость встречи с людьми, запечатленными на пленке. Вот они — живые, но ты знаешь, что никого из них уже нет. И этот фильм — в защиту простого человека, который не виноват в том, что родился в противоречивое время. Сценарист «Шамана» Одельша Агишев скажет: «Мы ничего не доснимали, не выдумывали, использовали только хронику. Мне 81 год, и я ее уже видел». Но Осипов — мастер по работе с киноархивами. Он использовал срезки, остатки пленки, которые в свое время нельзя было показывать по идеологическим соображениям.
Южнокорейская картина «Ноктюрн» — тоже о простых и неунывающих людях, частично снятая в России. Режиссер Гванчо Чон не смог лично ее представить. Авиасообщение между нашими странами открыли за день до показа, а билеты заранее купить было невозможно. Так что общались мы виртуально. Гванчо Чон снимал свой фильм с 2008 по 2018 год. Карьеру он начинал как телерепортер, делая сюжеты о детях с ограниченными возможностями. Возвращаясь с работы домой, плакал и решил сделать фильм о музыканте с аутичным расстройством Сон Хо (сейчас ему 34 года), о котором снимал репортаж в 2008 году. Тогда же познакомился с его младшим братом. Он считал, что его жизнь разрушена из-за особенного брата. У Гванчо от этих слов болела душа. Мать братьев, расставшаяся с мужем, который не принимал аутизм ребенка, переживает о том, что будет после ее смерти, станет ли опекать младший брат Сон Хо. Братья приезжают на гастроли в Петербург, идут к собору Спаса на Крови, и Сон Хо пугается сказанного в шутку предупреждения: будешь в храме кричать, никогда не вернешься в Корею. Это трогательные кадры, как и отношения между героями, которые сильно изменились за 10 лет. «Ноктюрн» — как раз о том, как важно заботиться о близких.