Действие конкурсного фильма «На дальних рубежах» дебютанта в полнометражном кино Максима Дашкина происходит на российской военной базе в Кыргызстане. Главная героиня Мария — жена заместителя командира базы. У нее начинается роман с подчиненным мужа. Максим Дашкин снимал кино о цене, которую платит человек за неверность. Ее последствия ужасны, но ничего не вернуть, и надо как-то с этим жить. Только утратив все, человек задумывается о ценности того, что имел.
Максим Дашкин окончил режиссерский факультет в университете Tisch School Of the Arts в Нью-Йорке, где его творческим руководителем стал Оливер Стоун, а педагогом — выпускник ВГИКа, талантливейший советский режиссер («Дневник директора школы», «Ошибки юности») Борис Фрумин, эмигрировавший в США в 1978 году. Он же стал автором сценария. Картина родилась из короткометражки Максима Дашкина «Круговое движение». А когда возникла идея снимать полный метр, отправились в Таджикистан на выбор натуры, в места, где через реку — Афганистан. Местные сразу сказали: «Вашу актрису точно похитят». Пришлось перебраться в Кыргызстан. Еще до съемок режиссер пожил там две недели в городе Кант, где стоит летный полк, наблюдал за тем, куда ходят люди, где работают жены военных. Там все рядом — работа и дом, военная база в 200 метрах от пятиэтажек, где расквартированы семьи военных. Эти наблюдения и легли в основу сценария.
Съемки проходили в киргизском городе Балыкчи, где розовые небеса, величественный горный пейзаж и сумасшедший ветер, выдувающий мозги. Красоту природы и скудный быт пятиэтажки запечатлел один из самых талантливых российских операторов Андрей Найденов, недавно работавший с Андреем Кончаловским на картине «Дорогие товарищи!»
Главную роль точно и сдержанно, но от этого только сильнее сыграла Виктория Толстоганова. За молчанием ее героини скрываются мощные импульсы. Пребывание в Кыргызстане произвело на актрису сильное впечатление: «Это чудное место, где выдуваются мозги. Мы снимали в самой бедной части Кыргызстана на озере Иссык-Куль. Это как другая планета. Ветер там сухой и сильный, и там у тебя пустая голова. А природа настолько величественная, что это сильнейшее впечатление на всю жизнь. Мы обделены отсутствием природы. Ощущение, как в «Сталкере» у Тарковского. Дети бегут со сдутым мячом — грязные, невоспитанные, непонимающие причинно-следственных связей, но от них не оторвать глаз. Но я смогла бы жить везде, даже в пятиэтажке Балыкчи».
У ее героини нет недостатка воздуха, скорее — сердечная недостаточность, которая и выбивает ее из колеи, толкает к измене. Но измена, как ее толкует актриса, это путь к свободе, душевная работа, когда попадешь в капкан судьбы и не можешь не изменить.
Сергей Шнырев, сыгравший мужа, опирался на русскую литературу: Арбенина из лермонтовского «Маскарада», «Крейцерову сонату» Толстого. «Мой герой — подполковник, но эмоциональные пути примерно те же. Если бы он служил в Рязани, то не убил бы», — говорит актер. Герои переживают драму замкнутого пространства, которое определяет их поступки.
Роль любовника, хотя это слово звучит тут странно, сыграл актер Театра им. Ермоловой Александр Кудин, и это открытие нового имени, хотя работа в кино была и раньше. Мужские роли здесь особенно хороши. Священника сыграл священник с базы Кант. А сына Марии — парень из Балыкчи Игорь Якушев.
Во внеконкурсной программе участвует российская картина «Москвы не бывает» Дмитрия Федорова. 160-страничный сценарий Льва Рыжова пришлось серьезно сократить, отсюда возникла некоторая непонятность, заброшенность сюжетных линий, но в абсурде происходящего это даже имело свой плюс. События происходят в провинциальном городке, застроенном панельными пятиэтажками. Рабочий парень Леха, роль которого сыграл Иван Федотов, перебивается случайной работой. Жизнь прозаическая, а события инфернальные. Герой оказался там, где, казалось бы, никогда не был. Но есть свидетельство — фотография, которую ему показывает местная журналистка Маша. На ней — странное место, напоминающее зону Сталкера. Другая туманная история связана с отцом, которого Леха никогда не видел. Он делает ремонт в замызганной пятиэтажке, где обои исписаны стихами умершего поэта. За ними-то и начнется охота: объявится московский гость (великолепная работа Анатолия Горячева), активизируются местные бандиты. В одной из ролей снялся ветеран панк-движения в России Жабер, присутствовавший на премьере.
Мы не можем жить без космоса — это факт. Во второй половине фильма начинается нечто в духе «Соляриса». На космической станции в населенном пункте Клубничное некие представители высшего разума озабочены сохранением культуры и кода человечества. Один из них — психолог 386 лет, второй — начальник объекта, напоминающий президента Путина. Они способны стирать память.
Поскольку на дальнюю экспедицию в Мурманск денег у авторов фильма не было, снимали в городе Балабаново («Москвы не бывает» оказалась созвучна картинам Алексея Балабанова) и Ермолино. Нашли эти места по фотографии блогера. Жители Балабаново удивлялись, что снимают в Ермолино, где, по их словам, проходит мировой разлом, умереть не дают, но и жить невозможно. Вот герои фильма пытаются вырваться из своего городка. Покойный поэт тоже бегал. Ему несколько раз стирали память, и на седьмой раз он начал писать стихи. Бегут все в столицу, но, как скажут с экрана, Москвы не бывает, Москва раньше была. Попробуйте купить туда билет. Кассир на вокзале ответит: «Нет билетов в Москву, и не бывает».