На малой сцене театра под управлением Армена Джигарханяна в рамках проекта «Театральные среды» прошла читка-дефиле будущего спектакля «Три платья не для Золушки». Театральная читка — как примерка одежды у профессионального мастера: подгонка, замеры, отметки мелом лишних мест и добавления чего-то нового. Для любого будущего спектакля это процесс познавания пьесы и актерами, и режиссером, и художниками, и гримерами, и костюмерами. Когда происходит открытый процесс читки — в театр приглашают друзей, чтобы актеры не были уязвимы пустотой зала. Это своеобразный эскиз.
«Примерка» спектакля-дефиле начинается с вешалки, которую костюмер выкатывает на сцену, где уже присутствует другой модный атрибут — манекен. Своенравная распорядительница нарядов Людмила Ивановна (играет Елена Коллегова) как раз ждет на примерку актрис будущего спектакля. Фокус в том, что главная героиня должна играть свою роль в красном платье с хитрым встроенным механизмом. Наряд шили на конкретную актрису, но та забеременела, и теперь на главную роль две претендентки — ведущая актриса театра Маркова (Анна Куликова) и ее однокурсница Оля из кардебалета (Юлия Назаренко-Благая). Кому же достанется волшебное платье? Надменной Марковой или напористой и веселой Оле? История закручивается легко и стремительно и разрешается иронично и (спойлер), конечно же, в пользу Золушки… Как и остальные романтические истории, где современной феей-крестной становится модное платье. Так что дефиле вечерних нарядов в финале оказывается логичным апофеозом сказочной фэшн-пьесы.
Такие «платья» случаются не каждый день. Как и истории, рассказанные драматургами. Но и в жизни бывает — если очень чего-то хотеть, по-настоящему поверить и попросить, сбудется. Разве с вами такого не случалось? «Со мной вот бывало, — отвечает нам Юлия Назаренко-Благая, известная широкой публике по сериалу «Интерны» и фильму «Раскол». — Я это через себя пропустила. Таких историй, когда ты шел в одну сторону, повернулся и пошел в другую, много». Поэтому эти зарисовки про Золушку может примерить каждая реальная «незолушка» на себе. Как платье.
Для авторов спектакля это тоже примерка — эксперимент по соединению моды, театра и жизни. Поэтому не случайно, что его показывают на этапе читки, где много импровизации, примерки образов. Не случайно, что все модели, появляющиеся в финале, — непрофессионалы и первый раз выходят на подиум, пусть и театральный. Не случайно, что излюбленный жанр режиссера Ларисы Крупиной — перформанс.
— Идея родилась у нас во время посещения семинара драматургов при театре «Школа современной пьесы», где происходит своеобразный обмен опытом. Нам захотелось соединить литературу с модой, — рассказывает Наталья Савицкая, которая является не только автором одной из трех пьес, но и выступила в роли чтеца — голоса «за кадром», поясняющего сюжеты. — Сейчас многие театры экспериментируют с форматами, и это хорошо — дает дорогу современной драматургии, новым форматам. Во время изоляции Юля Благая делала читку-онлайн моей пьесы «Белое платье», и это тоже очень интересно. Но, конечно, нам хотелось увидеть спектакль живьем, посмотреть, как он сольется с модой.
Платье для женщины — это не просто красивая одежда: это смена смыслов и чувств жизни, смена цветов настроений и настроев, смена судьбы. Формы бытия. Именно об этом пьесы. Зрители были щедры на аплодисменты актерам, авторам пьес и дизайнеру платьев. Как заявила журналистам и.о. директора театра п/р Армена Джигарханяна Елена Гильванова, театр пошел на необычный эксперимент. И в результате все получилось. Вместе с заведующим литературной частью театра Николаем Железняком она рассказала журналистам, что проект «Театральные среды» будет развиваться и дальше, ведь экспериментальный формат сегодня в модном тренде.