Речь идет о троллейбусе «СВАРЗ-Икарус». Эти пассажирские машины большой вместимости собирали специально для обслуживания столичных маршрутов на Сокольническом вагоно-ремонтном заводе в период с 1988 по 1992 год.
В ту пору Первопрестольная испытывала острый дефицит «пассажироемких» сочлененных троллейбусов. Отечественный поставщик такой техники — Завод имени Урицкого не мог обеспечивать высоких темпов производства, зарубежные модели стоили очень дорого. А москвичам нужны «безразмерные» троллейбусы. Где же их раздобыть? Вот и придумали светлые головы в Москве, как решить проблему.
Идея весьма рациональная: взять кузов от столь популярного тогда в городе венгерского автобуса-«гармошки» «Икарус» и вместо двигателя внутреннего сгорания поставить на него троллейбусный электропривод. Так была разработана технология сборки фирменных московских троллейбусов «СВАРЗ-Икарус».
Вот что рассказал «МК» специалист в области истории городского транспорта Москвы Алексей Волков:
- Серийное производство таких пассажирских машин началось в конце 1988 года. К тому времени столичные власти уже приняли решение о закупке в Венгрии машинокомплектов автобусов «Икарус-280» и «Икарус-283» для их последующего дооборудования в троллейбусы. Такой «конструктор» собирали с участием специалистов трех предприятий Мосгортранса.
Совместное с венграми производство было прекращено из-за развала СССР. Последние машины изготовили в начале 1992-го. Всего за три с небольшим года собрано 60 «автобусоподобных» троллейбусов. Они работали на маршрутах вплоть до начала 2000-х. Несколько экземпляров «СВАРЗ-Икарус» передано из Москвы в другие города — в Тверь, Вологду, в грузинский Рустави.
На сегодняшний день сохранился лишь единственный такой троллейбус. Машина с бортовым номером 0034 была выпущена в 1989 году и проработала на линиях вплоть до 2003-го. После списания ее передали для коллекции Музея городского транспорта.
В ожидании своей очереди на ремонт «СВАРЗ-Икарус» долгих 17 лет простоял на площадке, выделенной для музейных «запасников» на территории трамвайно-ремонтного завода. Конечно, за этот период машина пришла в достаточно «некондиционное» состояние. Но теперь, наконец, подошло ее время: принято решение о восстановлении ретро-троллейбуса до ходового состояния.
Работы будут проводиться на его «родном» СВАРЗе. Первым этапом «реанимации» стала перевозка старой пассажирской машины с ТРЗ в Сокольники. Дело оказалось непростым: ведь троллейбус-то — в неходовом состоянии, буксировать его нельзя. Поэтому пришлось разделять «голову» и «хвост» и по отдельности везти их на трейлерах.
Дальше специалистам предстоит решить еще много проблем по возвращению старой машине первоначального вида. Наверняка процесс реставрации будет долгим. А после его завершения восстановленный «СВАРЗ-Икарус» москвичи смогут увидеть в традиционных парадах троллейбусов. Вероятно, его могут использовать также и для перевозки экскурсантов по единственной оставшейся в Москве троллейбусной линии.