Адвоката Ефремов играл и раньше – в «Инородном теле» классика польского кино Кшиштофа Занусси «Инородное дело». «Процесс» снят режиссером, актером и телепродюсером Кальварским, за плечами которого немало знаковых для нашего времени событий, начиная от концерта в Петербурге, который он вел и где был убит Игорь Тальков, заканчивая избирательной президентской кампанией Ксении Собчак, куда он вошел в 2018-ом. Кальварский снимал видеоролики Пугачевой, Киркорова, Вайкуле и Баскова, стоял у истоков популярных телешоу «Вечер с Максимом Галкиным», «Минута славы», «На ночь глядя».
В 2012 году на Московском международном кинофестивале показали его картину «Марцефаль» о лихих 90-х с участием Михаила Ефремова и Федора Бондарчука, снятую еще в 1998 году, но в силу загадочных обстоятельств пролежавшую несколько лет без дела. Много тогда было сказано слов о появлении нового и талантливого режиссера. Особенно активно обсуждали Бондарчука и то, какой путь он прошел спустя время - из серии «Знаете, каким он парнем был».
Уже в новейшее время Кальварский стал директором по развитию адвокатской коллегии и в 2019-ом сделал короткометражку «Картина» о художнике (актер Юрий Чурсин), чья картина оскорбила сильных мира сего и чувства верующих. Религиозные активисты и политики объявили ему войну, и герой обратился за помощью в коллегию адвокатов, соответственно ту, которую продвигал режиссер фильма.
«Процесс» сделан в период карантина, когда все дружно бросились снимать в скрин-лайф. Его премьера, намеченная на 19 июня, была отложена по гуманистическим соображениям. 8 июня в Москве произошло смертельное ДТП с участием Ефремова, и лишний раз не хотелось привлекать внимание к его персоне.
Идея «Процесса» возникла гораздо раньше карантина. Драматург Валерий Печейкин написал трагифарс на тему суда, навеянный, по всей видимости, делом «Седьмой студии». Но COVID-19 внес свои коррективы. А после ДТП с участием Михаила Ефремова все воспринимается под знаком этого страшного события. Такого трагифарса не смог бы вообразить даже самый выдающийся драматург. Жизнь почти всегда мощнее искусства.
Заседание суда проходят в зуме. Герой Ефремова участвует в них в качестве адвоката Сафарова Валерия Валерьевича. Он физиономически и пластически напоминает адвоката Пашаева. Герой Ефремова защищает совсем молодого парня, которого обвиняют как зачинщика онлайн-митинга.
В роли судьи - Юлия Ауг, прокурора - Роман Мадянов, судебного пристава - Максим Виторган, который и открывает судебное заседание словами: «Всем встать, суд идет, короче». Судья долго выясняет: «Так, ну, кто там обвиняется?». Бумаги перед ней чистые, а решение давно вынесено. Поскольку никто не знает ничего об обвиняемом, то обращаются к адвокату: «Ты своего подзащитного помнишь?» Но у него звука нет, поэтому он в своем окне демонстрирует уважаемому собранию собственную задницу, и все догадываются, что фамилия обвиняемого - Попов.
Шутки у участников процесса такие: «Лучше в зуме, чем в зоне», «Лучше сидеть перед камерой, чем в ней». Судья признается: «Мне что говорят, то я и делаю. Кому трешечку, кому пятерочку». Крошке-сыну, причем общему с Сафаровым, она объясняет, что иначе мандаринчиков не купишь. Ефремову особо и играть нечего. Он сидит в кадре, и этого довольно. Хотя бы не наигрывает, не в пример некоторым своим коллегам. Финальные слова фильма отданы адвокату, и Ефремов обращается к своему экранному сыну: «Пока у мамы звонит старый телефон, у нас с тобой всегда будут новые».
Вся кинопродукция карантинного периода имеет свою метку. Пожалуй, ее единственная ценность в том, что это документ странного времени, свидетельство новой для всех нас эпохи. Особыми творческими победами она пока не отмечена. Каждый сидит у себя дома перед компьютером, и мы видим его в одном из окон на экране. В таких обстоятельствах сложно сделать что-либо выдающееся, если нет сумасшедшей концептуальной идеи. Посмотрим, что сделает Андрей Кончаловский, скрин-лайф проект которого с участием обычных людей со всей страны, еще не обнародован.
Читайте материал "По делу Ефремова покаялся участковый: "подстава" привела к Пашаеву"