На фестивале «Амурская осень» в Благовещенске в середине сентября Ирина Печерникова могла бы представить свою первую за долгие годы отсутствия в кино работу. В фильме «Земля Эльзы» по пьесе Ярославы Пулинович, которую сняла Юлия Колесник, она сыграла главную роль. Съемки проходили на Алтае в мае прошлого года.
Героям Печерниковой и Вениамина Смехова за 70, но они полюбили друг друга. Эльза - этническая немка. Она недавно овдовела, потеряла нелюбимого мужа и должна носить траур. За пределы своего поселка выезжать ей не приходилось. Эльза знакомится с бывшим географом Леонидом. Он на пенсии и в ее поселке - чужак. И не было бы никому до этого дела, если бы ни вспыхнула поздняя любовь. Пожилые герои мечтают куда-нибудь уехать в поисках мечты, но это не входит в планы детей и внуков, угрожает их материальному благополучию. Влюбленным объявлена война.
Ирина Печерникова была первой красавицей советского кино, много снималась в конце 1960-х и в 1970-е годы. Звездой ее сделала картина Станислава Ростоцкого «Доживем до понедельника», где она сыграла учительницу, а ее партнером по экрану стал Вячеслав Тихонов. Наверное, это главная ее роль в кино. Хотя «Землю Эльзы» нам еще только предстоит посмотреть и оценить. Лучшие ее картины – «Первая любовь» Василия Ордынского по Тургеневу, «Города и годы» Александра Зархи, «Страницы журнала Печорина» Анатолия Эфроса, где она сыграла княжну Мэри, а Олег Даль - Печорина.
Ирина Печерникова родилась 2 сентября 1945 года в Грозном. Ее родители были геофизиками. Потом был переезд в Москву. Прежде чем поступить в Школу-студию МХАТ, Ирина обратилась за советом к актрисе Малого театра Руфине Нифонтовой и начала подготовку по всем фронтам. Чем только ни занималась – от фехтования до фигурного катания и конного спорта. Так готовила себя к актерской карьере и сразу же поступила в Школу-студию МХАТ.
Она могла сняться в «Кавказской пленнице» Гайдая, но предпочла роль Донны Анны в фильме-опере «Каменный гость» Гориккера, ставшей ее дебютом в кино. Ирина умела делать выбор, казавшийся кому-то странным. МХАТу предпочла Театр Ленинского комсомола, где работал Анатолий Эфрос. Потом было десятилетие в Театре Маяковского, вполне успешная карьера в Малом театре.
Красавица советского кино жила необыкновенной по тем временам жизнью. Вышла замуж за поляка, уехала в Европу, побывала там, куда нога советского человека не ступала. Потом было второе замужество. Спутником ее жизни стал актер Борис Галкин.
У Печерниковой был сумасшедший роман с женатым красавцем-актером Александром Соловьевым, разрывавшимся между двумя женщинами. Три года продолжалась бурная страсть, пока Александра не убили 1 января 2000 года.. Ничего точно сказано не было о том, что же тогда произошло. Обвиняли милицию в избиении - версий и по сей день много. Жизнь была бурная, драматическая.
У нее были проблемы с алкоголем, и в в какой-то момент Печерникова сама заговорила о них. Справлялась с зависимостью тяжело. В карьере наступила пауза. Казалось, что навсегда.
Но в 1990-ом Ирина снялась в «Анне Карамазофф» у Рустама Хамдамова, потом были приглашения в сериалы. И вот теперь – «Земля Эльзы», ставшая ее последней работой в кино. Это в любом случае для нее было сильное испытание. Дождаться роли вопреки всему, когда все давно поставили на ее карьере крест... Возможно, не выдержала мощных эмоций. Да и юбилей для многих актеров – сильнейший стресс, поэтому они часто уходят из жизни до или после громкой даты. Хрупкие натуры не выдерживают.
Год назад в конкурсе Венецианского кинофестиваля участвовала картина «Мартен Иден» по роману Джека Лондона, снятая влюбленным в Россию итальянским режиссером Пьетро Марчелло. На экранизацию его вдохновил советский телеспектакль Сергея Евлахишвили, поставленный в 1976 году, где главные роли м сыграли Юрий Богатырев и Ирина Печерникова. Пьетро обязал своих артистов посмотреть спектакль. Он долго искал исполнительницу главной женской роли, мечтал о том, чтобы она обязательно была похожа на боготворимую им русскую актрису Ирину Печерникову. Он мечтал когда-нибудь с ней встретиться. Не успел.