«20 на 53 метра – наверное, это самый большой мой «холст», – говорит Марина, стоя на фоне своего масштабного творения. Дом-пианино приковывает взгляд и ,кажется, даже по-своему звучит. Теперь само здание будет задавать ритм насыщенной школьной жизни.
– Знаете, у нас необычная школа, – говорит директор школы Сергей Казарновский. – В новом образовании предмет не является самым главным, важна способность ученика гибко воспринимать знания и легко переходить из одной предметной области в другую. Отвечая на вопрос, почему декабристы вышли на Сенатскую площадь, он говорит, что ток течёт потому есть плюс и минус, вся материя движется потому что есть разница потенциалов, а потенциал декабристов был выше окружающих, поэтому они не могли не выйти. Образование идет от узловых фундаментальных понятий, в частности, понятия ритма. Это свойственно музыке, искусству, но так же ритм есть в математике, истории, литературе...
Этот ритм сразу почувствовала Марина Звягинцева, впервые оказавшись в школе Казарновского четыре года назад. После того, как она сделала проект в школе Ямбурга (№109), ее пригласили сюда. Вообще Звягинцева – лидер паблик-арта в России – уже преобразила немало безликих зданий: например, поместила на фасад Морозовской больнице гигантскую кардиограмму, полную игрушек, а библиотеку в Норильске закутала в «Вечную теплоту» – огромные батареи из книг местных писателей. Проект «Классная игра» продолжает арт-стратегию художника по преобразованию обычной архитектуры в яркую. Впрочем, сложился он неожиданно.
– Впервые оказавшись здесь, я прошлась по этажам и обалдела от обилия арт-объектов, созданных учениками. Интерьеры буквально перенасыщены детским творчеством. И это создаёт резкий контраст с внешним обликом здания. Архитектура фасада относится к 1940-м годам, но совершенно не отражает дух школы. Мне захотелось перепрограммировать фасад, чтобы он соответствовал содержанию особенного учебного заведения. У него есть свой ритм, напоминающий ритм клавиш пианино. Я предложила Сергею Зиновьевичу превратить школу в большой музыкальный инструмент. Он сразу поддержал идею, но нужно было отремонтировать фасад, поэтому этот проект реализовался только спустя четыре года. В этом году многие проекты пришлось отложить из-за пандемии, и вдруг идея, которая не могла реализоваться по другим причинам, выстрелила, – говорит художник.
Пандемия позволила школе найти время и силы на ремонт фасада, после чего его уже можно было преобразовать в произведение искусства. Помимо музыкальных и компьютерных клавиш, на фасаде появился экран, который позволяет заглянуть внутрь школы. Теперь по нему дети смогут ориентироваться, сколько времени осталось до начала урока, и узнавать, у кого из учеников или преподавателей сегодня день рождения. Впрочем, информационная функция – дополнение к основной идее: показать жизнь очень необычной школы изнутри.
Школа Казарновского живет действительно в своём ритме: расписание и формат занятий далеки от привычных. Здесь дети проводят большую часть дня – с 9 до 18 часов. Здесь они изучают не только основные предметы, но и занимаются музыкой, балетом, искусством, театром. Для этого есть все необходимое – от двух театральных залов до балетного класса. Здесь можно найти парты со встроенным пианино, звуконепроницаемую комнату для игры на очень громких инструментах... Даже учительская – это кафе-музей, где за зелёными столиками можно рассматривать фотографии выпускников. Здесь же напоминание о том, чего нет в Школе Казарновского: на одной из картин все самые известные методы наказания - от палки до ремня.
О том, как теперь будет работать школа, директор говорит с тяжелым сердцем: «Понимаете, эти правила абсурдны. Реально, не получится ограничить контакты школьников. Они не виделись почти полгода! Запирать их в одном классе на целый день – бесполезная затея. Но мы придумали какие-то свои правила безопасности, к счастью, Департамент образования дал добро. Например, 1 сентября мы сделаем расписание, чтобы дети в разное время приходили на занятия, и расчертим на асфальте перед школой зоны, чтобы классы не смешивались в кучу».