«Разбитый кувшин». Театр Наций. Комедия по пьесе классика немецкой драматургии Генриха фон Клейста. За классика немецкой драматургии взялся молодой талант Тимофей Кулябин, отмеченный всевозможными премиями. Но комедия в его портфолио — первая. А комедия — настоящая, как изысканно рассказанный анекдот про хорошо знакомые россиянам реалии, хотя дело происходит в начале ХIХ века. В центре пьесы — продажный сельский судья, который при появлении столичного судебного советника вынужден судить самого себя. Как ни старается, разоблачение неизбежно.
Как автор во избежание придирок цензуры перенес действие пьесы из Германии в голландскую деревушку, так и режиссер из ХIХ века отправил в начало ХХI персонажей Клейста. Причем в кулябинском ХХI веке уже распался Евросоюз, но сохранились такие завоевания европейской цивилизации, как средний пол. Вот этот самый средний пол представит на сцене Театра Наций не кто-нибудь, а Ингеборга Дапкунайте. У актрисы есть опыт выступления в мужской роли, в женских она и так обворожительна, а в сентябре станет первой актрисой, представившей особь среднего пола. Ее партнером выступит актер театра и кино Виталий Коваленко. Для него роль продажного судьи станет первой на сцене Театра Наций.
«Ричард III». Театр им. Моссовета. Одна из «кровавых» пьес Шекспира. Режиссер Нина Чусова размышляет о жажде власти как самой сильной из всех человеческих страстей. В роли Ричарда III — роковой красавец Александр Домогаров, и он проведет зрителя по опасному лабиринту бессознательного, темных человеческих страстей в надежде вскрыть природу зарождения одной страсти — обладание властью.
В спектакле нет проходных персонажей, здесь у каждого своя история, которая легко сводится к формуле «Преступление — наказание». Причем наказание приходит не откуда-то там со стороны, а изнутри, когда срабатывает так называемый «код совести». Режиссер Нина Чусова, известная пристрастием к масштабным постановкам, для «Ричарда» не сделала исключения: зрителей ждет яркое театральное зрелище, в котором она сталкивает различные театральные жанры — от высокой трагедии до фарса и мюзикла. Остается добавить, что в спектакле заняты Сергей Виноградов, Виталий Кищенко, Валерий Яременко, Ольга Остроумова, Екатерина Гусева, Дмитрий Щербина, Юлия Хлынина, Валерий Сторожек, Алексей Гришин и другие.
«Старуха». Студия театрального искусства Сергея Женовача.
«На дворе стоит старуха и держит в руках стенные часы. Я прохожу мимо старухи, останавливаюсь и спрашиваю ее: «Который час?»
— Посмотрите, — говорит мне старуха.
Я смотрю и вижу, что на часах нет стрелок.
— Тут нет стрелок, — говорю я.
Старуха смотрит на циферблат и говорит мне:
— Сейчас без четверти три.
— Ах так. Большое спасибо, — говорю я и ухожу».
Так начинается повесть Даниила Хармса «Старуха». Главный герой, живущий в ленинградской коммуналке, выходит из дома и… Как всегда у Хармса, главные вопросы бытия вырастают из быта низкого. Интересуясь вопросами бессмертия и веры, его герои забывают выключить электричество, толкутся на коммунальных кухнях и в коридорах…
Сергей Женовач: «К юбилею (СТИ отметила в прошлом сезоне 15-летие. — М.Р.) мы решили придумать спектакль небольшой, где можно похулиганить, поимпровизировать, рискнуть. Жанр этой работы мы определили словами самого Хармса — «нелогическое течение мысли».
Применительно к премьере Сергея Женовача можно непременно добавить «интригующее течение», поскольку до премьеры в СТИ под строжайшим секретом хранятся имена исполнителей главных ролей, впрочем, и не главных тоже. Однако безошибочно можно угадать имена соратников режиссера — он верен им много лет: художник Александр Боровский, композитор Григорий Гоберник, художник по свету Дамир Исмагилов.
«Поле». Театр Практика. Поле — материнское, автор — Чингиз Айтматов, ставший еще при жизни классиком мировой литературы (его произведения переведены на 150 языков). «Материнское поле», над постановкой которого работает худрук Практики Марина Брусникина, поднимает вопросы о человеческом предназначении, горе, счастье, мужестве и судьбе. Вопросы вечные, в отличие от сиюминутных, что в тренде.
Актерская команда в «Поле» исключительно женская: Александра Урсуляк, Паулина Андреева, Марина Петренко, Виктория Корлякова, Яна Гладких, Нина Гусева и Анна Зайкова — просто великолепная семерка.
Паулина Андреева: «Мы все, кроме Саши Урсуляк, учились на одном курсе, поэтому мы очень хорошо друг друга чувствуем и понимаем с полуслова».
Сама же Брусникина убеждена, что Чингиза Айтматова, которого можно назвать советским Маркесом, стоит заново открыть для зрителей молодого поколения.
«И никого не стало». Московский театр О.Табакова. Сцена на Сухаревской. Здесь Владимир Машков готовит для сцены, пожалуй, самый редкий жанр — театральный детектив. В его основе — пьеса королевы криминального чтива Агаты Кристи, написанная ею по мотивам собственного же романа, в 1939 году опрометчиво названного «Десять негритят». Те самые чернокожие, что пошли купаться в море, резвились на просторе, один из них утоп, и, как известно, ему купили гроб. Существует несколько экранизаций романа , американских и английских постановок, а вот сценических версий в России нет, в «Табакерке» будет первая.
Сюжет интригует — некий незнакомец под разными предлогами приглашает в особняк на острове десять человек. Отрезанные морем от всего мира, они остаются один на один с неизвестным мстителем, который обвиняет каждого из них в убийстве и грозит возмездием. Их ждет судьба негритят из детской считалочки. Впрочем, по соображениям политкорректности негритята названы индейцами.
Неожиданно на постановку в качестве художника Машков пригласил скульптора Александра Рукавишникова. В свою декорацию известный мастер поместил скульптуры тотемных индейских животных, их, как и гостей на острове, ровно десять — муравьед, арапайма (рыба), броненосец, медведь, пиранья, росомаха, гарпия, черепаха, индюк. А вот костюмы во второй раз в «Табакерке» делает Валентин Юдашкин, и они будут соответствовать английской моде середины 40-х годов, в которых, собственно, и происходят события, описанные Агатой Кристи.
Владимир Машков: «Спектакль-детектив — жанр сложный, требующий от артиста большого мастерства. Крайние проявления эмоций, которые герои испытывают перед лицом своей и чужой смерти, дают богатейшие возможности для перевоплощения. Герои пьесы буквально загнаны в угол. Происходит переход от законов человеческой общности к законам стаи, где каждый пытается спастись. «Темные качели» от вины к невиновности раскачивают сильнейший страх. Самые разные его виды мы и собираемся исследовать в нашем спектакле».
Судя по всему, будет круто. «Негритят» на острове и таинственного мстителя представят Борис Плотников, Аня Чиповская, Евгений Миллер, Сергей Угрюмов, Виталий Егоров, Алена Лаптева, Сергей Беляев, Игорь Петров, Яна Сексте, Владислав Миллер, Владислав Наумов.
«Дикарка». Театр им. Владимира Маяковского. Сцена на Сретенке. В Театре Маяковского, очевидно, решили, что кто не рискует, тот не пьет шампанское. И отчаянно обратились к редкой гостье на театре — пьесе великого драматурга Александра Островского «Дикарка». Вообще-то до революции пьеса попала под запрет по цензурным соображениям — считалась аморальной. Сегодня обвинения Островского в аморальности кажутся смешными.
Усадьба ХIХ века со следами былого величия. Из Парижа приезжает немолодой наследник рода Ашметьевых Александр. Беспечный прожигатель жизни не намерен задерживаться в родовом гнезде, а хочет лишь заполучить необходимые средства для продолжения красивой жизни за границей. Но его супруга, желающая удержать мужа при себе, закручивает интригу: пытается влюбить в молодую красавицу соседку — в «дикарку» Вареньку. Она и не подозревает, какой оборот примет ее интрига.
Постановщик спектакля Юрий Иоффе, делая комедию, преследует цель развенчать сомнительные идеалы. Роль главного героя исполнит Евгений Парамонов, а главной героини — молодая актриса Анастасия Дьячук (номинированная на «Золотую маску» за работу в спектакле «Изгнание/мой друг Фреди Меркьюри»). В спектакле также заняты актеры разных поколений — Сергей Рубеко, Виктор Запорожский, Надежда Бутырцева, Людмила Иванилова, Дмитрий Прокофьев, Зоя Кайдановская, Наталья Коренная, Юрий Соколов, Елена Мольченко и другие.
«Снегурочка». Театр на Таганке. Еще один Островский ранней осенней порой. Какое там Берендеево царство? На сцене — огромный бассейн. Гигантская световая панель обозначит границу между мирами — романтического прошлого и жестко-циничного современного. Режиссер Денис Азаров конкретно ставит вопрос о существовании истинной любви в наше время. Его Снегурочка приходит к людям в поисках романтических чувств, но мир людей давно для нее неприспособлен. Постановщики определяют жанр как антиутопия, в которой совместилось несовместимое.
Евгений Сазаров: «Есть мир Зимы, Мороза и Снегурочки, а есть мир Весны, Ярило и Берендея. Они диаметрально противоположны, и между ними конфликт. В нашем спектакле мы хотим показать, как одно общество пожирает другое, одна любовь поглощает другую. Один взгляд на жизнь победит другой, и это несправедливая, но бескомпромиссная ситуация».
В роли Снегурочки — Дарья Авратинская, Мизгиря вместо ранее заявленного Семена Шкаликова сыграет Константин Крюков. Лель — Александр Метелкин, царь Берендей — Павел Комаров. Художник — Алексей Трегубов, композитор — Иваш Кушнир.
«Бульба. Пир». Театр на Малой Бронной. Сцена на Яузе. Константин Богомолов и его театр продолжит испытание на прочность дальней сценой на Яузе. Именно здесь выйдет первая премьера нового сезона по повести Николая Гоголя «Тарас Бульба» в постановке амбициозного молодого режиссера Александра Молочникова. Впрочем, ничего общего с каноническим прочтением текста новый спектакль не имеет. Пьесу сочинила драматург Саша Денисова.
Александр Молочников: «Спектакль строится не только вокруг взаимоотношений отцов и сыновей, но и вокруг истории любви. Любви Андрия Бульбы, сына казачьего воеводы, и девушки Хелены, которая дочь европейского политика, чьи взгляды идут вразрез со всеми жизненными ценностями воинствующих казаков. История современная и вместе с тем вне времени — почти Ромео и Джульетта. Могут ли быть счастливы сын православного фанатика и дочь идеолога новых европейских свобод? Не обречена ли такая любовь на смерть? Это вопросы, на которые мы ищем ответы в спектакле».
В премьерном спектакле работают серьезные приглашенные артисты — Алексей Вертков, Игорь Миркурбанов, Александр Кузнецов, Юлия Хлынина.
«Фанни». Театр у Никитских ворот. Худрук театра Марк Розовский продолжает развивать фантазии на документальной основе. После «Харбин-34», «Человек-волк», «Папа, мама, я и Сталин» на очереди спектакль, рассказывающий об исторической личности — дерзкой эсерке Фанни Каплан. По признанию самого Розовского, два ошеломительных факта из его собственной биографии побудили к написанию пьесы и постановке спектакля. Факт первый: бывший в свое время комендант Кремля, лично расстрелявший несостоявшуюся убийцу Владимира Ульянова-Ленина Фанни Каплан Павел Мальков — дальний родственник режиссера по отчиму, а его родная сестра, старая большевичка, соратница Ленина, была женой того самого Малькова.
Факт второй: в конце романа Толстого «Воскресение» писатель описывает документальную историю 17-летнего мальчика по имени Иосиф Розовский — он был повешен по приказу киевского генерал-губернатора за участие в революционной борьбе. Факт номер три хотя и не имеет прямого отношения к Розовскому, но впечатляет: до покушения на Ленина 16-летняя Каплан получила пожизненную каторгу за неудачную попытку убить ручной бомбой генерал-губернатора Киева Сухомлинова.
— Вот такие переплетения! Наверное, отсюда мой неугасимый интерес к революции, террору, да и к самой России с ее (зачастую) кровавой историей и бесчеловечием.
В «Фанни» работают три актера — Денис Юченков, Денис Сарайкин и Яна Прыжанкова, понятно, исполняющая роль эсерки, профессиональной революционерки Фанни Каплан.
«Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?». ЦДР на Соколе. Одноименный роман Хораса Маккоя написан в 1935 году во времена Великой депрессии, когда мировой экономический кризис отправил большинство людей в критически тяжелые обстоятельства, как в нокдаун. Люди пускаются во все тяжкие, одним из видов заработка становятся танцевальные марафоны, которые могли длиться несколько недель. Подобные состязания на выживание стали предшественниками жанра реалити: они стирали границу между игрой и реальностью. Яркий образ человеческой жизни как беспрерывного шоу сегодня еще более актуален.
Лидер ЦДР Владимир Панков на этот раз взял в соратники хореографа Екатерину Кислову, и под ее руководством актеры ЦДР, всегда отличавшиеся исключительной музыкальностью, теперь осваивают язык contemporary dancе. И, как обычно, музыка от студии SoundDrama станет отдельным участником спектакля. Музыкальная стихия новой работы — фри-джаз и кантри. Владимир Панков подчеркивает, что главенствующая роль в постановке принадлежит именно хореографу.
Екатерина Кислова: «Не обязательно уметь танцевать, достаточно просто двигаться. Это подразумевает разную хореографию — от бытового жеста до развернутой танцевальной фразы. Для меня в спектакле важен именно образ лошади, как образ силы, преодоления, движения вперед вопреки любым обстоятельствам».