Надо сказать, что «Соломенная шляпка» по французской пьесе Эжена Лабиша однажды уже была поставлена в доме на старом Арбате — в 1939 году режиссером Андреем Тутышкиным. Внеплановая, почти учебная работа, в которой была занята только молодежь Вахтанговского, тогда превратилась в фееричный музыкальный спектакль, со временем он вошел в золотой фонд вахтанговского репертуара. Главную роль — рантье Фадинара — тогда исполнил Владимир Осенев, впоследствии ставший выдающимся представителем вахтанговской школы. Спустя 80 лет театр вновь обращается к французской «штучке» как к беспроигрышной монете, востребованной временем. Особенно в постпандемический период.
«Подумаешь, соломенная шляпка, безделица какая-то и тряпка», — распевал герой одноименной телеверсии этого водевиля. Но такая уж ли это безделица? Шляпка из флорентийской соломки, между прочим, в свое время стоила 500 франков, потому что солома с золотистым отливом произрастала только в одной итальянской провинции. И только из нее женские ручки создавали те самые дорогие шляпки. С одной из них и произошло невероятное событие, превратившее жизнь многих людей в безумие. По сути, водевиль мог бы называться «Безумный день одной шляпки».
Режиссер Михаил Цитриняк превратил его в безумный день любви.
— Кто из нас не влюблялся?! Кто не чувствовал эту сладостную, тягостную, мучительную эйфорию?! Кто не разочаровывался… и не увлекался вновь?! — говорит Цитриняк. — Наш спектакль как раз об этом!.. Фадинар влюбляется в Элен с первого взгляда, а вечером уже делает ей предложение… Чтобы мечта стала явью, Фадинару приходится пройти через множество приключений: за один день он как будто проживает целую жизнь, полную разочарований, ревности, конфликтов с родственниками жены, но все-таки со счастливым финалом.
Для режиссера «Соломенная шляпка» станет четвертой постановкой в Вахтанговском. Здесь с успехом уже идут его спектакли «Медея», «Игры одиноких» и «Крик лангусты». Михаил собрал потрясающую команду: за пластику отвечает Андрей Щукин (значит, жди не просто хореографии, но и каскада трюков), за музыку — Борис Кинер. За сценографию — Мария Рыбасова (ее декорация уже стоит на сцене, в ней много всяких хитрых «зарядок», включая латерномагику). Костюмы Виктории Севрюковой вдохновлены живописью одного из самых ярких представителей французского примитивизма Анри Руссо.
— В его полотнах, трогательных и наивных, мы найдем все, что и происходит у Лабиша — свадьба, путешествие, такие смешные персонажи. Они как будто прорастают и в костюмах, и в декорациях.
В первый же день, как открылись театры, все актеры французской «Шляпки» отправились в мастерские мерить уже готовые костюмы. И вот актеры — составчик будь здоров.
Роль Фадинара репетируют два популярных артиста: Александр Олешко и Леонид Бичевин. Модистки Клары — Нонна Гришаева и Александра Стрельцина. В спектакле заняты Лидия Вележева, Марина Есипенко, Михаил Васьков, Андрей Зарецкий, Александр Рыщенков, Андрей Ильин, Рубен Симонов, Анатолий Меньщиков, Олег Форостенко, Евгения Ивашова, Лада Чуровская и др.
— Для меня (и не только для меня) премьера «Соломенной шляпки» — продолжение традиций Вахтанговского в самые непростые времена ставить радостные, духоподъемные спектакли! — говорит Олешко. — Так было с «Принцессой Турандот», поставленной в трудные для страны 20-е годы, так было с первой постановкой «Мадмуазель Нитуш» во время войны. В первую очередь мы бы хотели после пандемии успокоить зрителя, вместе улыбнуться, потанцевать, спеть и с надеждой в лучшее посмотреть в завтрашний день!
Веселая постановка опасна и даже коварна тем, что обречена на сравнение со знаменитой музыкальной телевизионной комедией 1974 года. В ней были собраны лучшие силы советского кинематографа — Андрей Миронов, Михаил Козаков, Людмила Гурченко, Алиса Фрейндлих, Зиновий Гердт, Владислав Стржельчик, Сергей Мегицко… Переиграть их — утопия.
— Да, распределение подарило нам новые пересечения с биографиями великих артистов, — говорит Олешко. — Так, как они сыграли свои роли, мы не сможем. Но, сделав по-своему, постараемся не разочаровать зрителей.