Фотограф и начинающий режиссер Юлдус Бахтиозина — единственная конкурсантка, приехавший в Юрьевец. Все остальные присутствовали на фестивале виртуально. Теперь ей доверено снять ролик к юбилейному «Зеркалу», и вполне объяснимо. Она видит мир по-особому, он роскошен в своей необычности и искусственности. А в Юрьевце Юлдус, возможно, снимет свой новый фильм. Да и домик успела присмотреть в старинном городе, пейзажи которого сформировали Тарковского.
«Дочь рыбака» идет всего 1 час и 9 минут, хотя возникает ощущение бесконечности. Юлдус идет многотрудным путем своих выдающихся предшественников — Сергея Параджанова и Рустама Хамдамова. В ее картине соседствуют советские и постсоветские реалии, архаичные артефакты, какая-нибудь библиотечная картотека, найденная в мусоре бусина, газированная вода «только для администрации» и фантастический сонм красавиц в кокошниках, вписанных в сегодняшнюю бюрократическую среду.
Дочь рыбака Полина Щукина продает товар в фургончике с надписью «Рыба народов мира». Занятие прозаическое, а жизнь не вполне заурядная. Рядом трудится лысая Серафима, в ушах которой золотятся серьги в форме рыб. Главную героиню называют Полина — лицо магазина, и ей предстоит пройти тестирование «на царевность».
Местечко, где она обитает, надо сказать, инфернальное, сказочное. Такие умел создавать Бахтияр Худойназаров. Пожалуй, слишком много сравнений возникает с другими именами и картинами, но есть и самобытность, необычный разворот ума. В один прекрасный день у магазина появится экстравагантная бабуля в кокошнике. Ей нужна рыба на суп кошкам. Таких странных старушек любила Кира Муратова (еще одно сравнение). За отзывчивость и хорошее обслуживание получит Полина Щукина от бабушки чай «Царевна».
Дома что примечательного? Все та же рыба на разделочной доске, но как красиво разложена. И сама Полина в розовых перчатках разделывает эту красавицу в лучших эстетических традициях. Но не всю же жизнь вот так сидеть. Хочется стать кем-то посущественнее. Все девушки мечтают быть царевнами. Не всем дано. Тестирование на «царевность» проводит Адыгея. Имена здесь вообще особенные. Есть, к примеру, Алтая Прометеевна. «Настоящая царевна должна уметь красиво умирать — это стандартная процедура». — «Смотри, так и останешься дочерью рыбака, а они быстро стареют» — такой диалог могла бы написать Рената Литвинова, но сделала это Юлдус Бахтиозина. «Ну как вы? Сварили суп кошкам? А я ваш чай выпила. Мне кажется, что я умерла», — так и разговаривают. Возникают картины величественных лебедей-чучел. Одни красавицы сменяются другими. Величественные амазонки в балаклавах, напоминающих теперь пандемические маски, маршируют в снегах. Вполне феминистская повестка. Женщины доминируют. Стадо нежных барашков в шортиках, словно сбежавших с детсадовского утренника, все эти немужественные витязи в овечьих шкурах, на фоне воительниц выглядит жалко. Мужской мир окончательно подавлен.