Владимир ГУСЕВ, генеральный директор Русского музея:
«Пока мы пытаемся оценить пропускную способность в музее. Начнем, наверное, с Михайловского дворца. Но я не вижу пока особого смысла торопиться с открытием. В нормальное время пропускная способность — порядка 2000 человек в день, а при таких ограничениях и онлайн-продажах будет где-то 200. Это очень мало и неудобно для самих людей. Почти невозможно контролировать человеческий поток в дворцовых лабиринтах. Да и наносить разметку на историческом паркете — тоже дело бессмысленное. Потому что одно дело рассматривать с 2-метрового расстояния «Последний день Помпеи» или «Девятый вал», а другое — небольшие работы Павла Федотова. В нормальное время 3–4 человека вплотную друг к другу изучают детали маленьких картин.
Мы не можем контролировать людей, в отличие от тех же театров и кинотеатров, которым предложили «шахматную» рассадку. Да, они теряют деньги, но так возможно хотя бы соблюдать безопасность. А нам что, приставлять к каждому человеку охранника?
Еще непонятно, как быть с возрастными сотрудниками. Это, пожалуй, самая большая боль. Потому что у нас 80% смотрителей — старше 65 лет, а больше 600 сотрудников перешли порог в 60 лет. Это очень непростой вопрос. Наверное, придется закрывать некоторые залы. Ведь молодые люди не пойдут на зарплату наших смотрителей, а доплачивать у нас нет средств. Потому что мы не получаем денег от посетителей».
А в Эрмитаже к проблемам с логистикой и электронной записью добавляются трудности со льготным посещением. Ведь право на бесплатный входной билет здесь имеют 20 категорий посетителей: дети, студенты, пенсионеры, а также инвалиды и другие группы граждан. Примерно треть посетителей проходит в Государственный Эрмитаж бесплатно.
Михаил ПИОТРОВСКИЙ, генеральный директор Эрмитажа:
«Разного рода ограничения все равно останутся. Никогда не будет такого большого, почти неограниченного доступа в музей. Очень надолго сохранится жесткий способ ограничений. Нам предстоит еще серьезно поработать над логистикой, в том числе над тем, как соблюдать ограничения. Если раньше в гардеробе и так была явная заполняемость, то сейчас надо сделать ее менее обидной. Ведь расстояние будет увеличиваться. То есть здесь предстоит еще большая организационная работа. При этом важно избежать «полицейского режима». Моментального эффекта — открыли двери, и все бегут — не получится. Все будет постепенно. Например, уже не станет прямой возможности прийти постоять два часа в очереди и попасть в музей: потребуются предварительная запись, распределение сеансов.
Есть другой сложный вопрос — льготное посещение. В Эрмитаже существуют уникальные льготы, которых нет ни в одном музее мира. Надо понять, как мы будем дистанционно проверять, подходят люди под эти льготы или нет».
Ольга СВИБЛОВА, директор Мультимедиа Арт Музея:
«Я очень скучаю по музеям, но свой открою в последнюю очередь. Конкретно сейчас мы занимаемся дезинфекцией залов. Например, на этой неделе пробуем химические средства на наших белейших стенах и любимой посетителями лестнице. Еще надо понять, не отразится ли это на экспонатах. Мы думаем ставить лампы кварцевания.
Другой вопрос — министерская мера «20 метров на 1 человека». Я благодарна Ольге Любимовой за предложение, но совершенно не понимаю, как его выполнять. Мы постоянно меняем экспозиции, видоизменяем пространство. А значит, их надо подстраивать под меры Роспотребнадзора.
Сейчас мы ведем переговоры с Департаментом культуры, чтобы каждый посетитель получал на входе маску и перчатки. Возможно, их стоимость будет включена в цену за билет. Все знают, что через 2–3 часа маска становится накопителем микробов. Но разве их кто-то меняет? Это дорого — 30 рублей за штуку! Люди симулируют, что надевают новые. Поэтому я настаиваю, чтобы посетителям выдавали стерильный набор».
Зарубежные музеи готовятся принимать первых посетителей. Однако… вы не сможете воспользоваться питьевыми фонтанчиками, повесить свое пальто или поесть в кафе. Вам придется надеть маску, пройти температурный контроль и согласиться уйти, если у вас обнаружат признаки болезни. Таковы требования установлены Музеем изящных искусств Хьюстона. Он первый из крупных художественных учреждений в США, который откроется после объявленной пандемии, — уже в эту субботу.
«Мы получаем от 90 до 100 звонков в день: «Когда вы открываетесь? Я хочу увидеть свои любимые произведения искусства!» Вот почему мы существуем: наша миссия — способствовать таким встречам между произведениями искусства и отдельными людьми. Но сейчас важна безопасность каждого, кто переступает порог музея», — сказал директор музея Гэри Тинтероу.
Но, в отличие от Хьюстона, Нью-Йорк продолжает сдвигать даты открытия своих культурных учреждений. Так, Музей Метрополитен заявил, что планирует это сделать не раньше середины августа. Более того, часы работы, скорее всего, будут сильно ограничены. А учитывая требования социальной дистанцированности, до конца 2020 года в музее не будет никаких бесед, экскурсий, концертов или мероприятий. Всегда долгожданный и насыщенный знаменитостями Met Gala, считающийся одним из самых больших вечеров в моде, тоже отменен. А запоздалое празднование 150-летия Метрополитена переносится на 2021 год.
Центр скульптуры Нашера в Далласе, вдобавок к общепринятым положениям, установил в туалетах краны с датчиком движения — чтобы не касаться руками смесителя — и нанес на все дверные ручки медное напыление, которое обладает антивирусными свойствами.