Как Смоктуновский с Евстигнеевым когда-то «замахнулись на Вильяма нашего Шекспира» в известном фильме «Берегись автомобиля», так популярная певица замахнулась теперь на большие эстрадные имена середины прошлого века – Марка Бернеса, Клавдию Шульженко, Нину Русланову, Леонида Утесова, Любовь Орлову и других актеров, певцов, которые были первыми исполнителями уже исторических произведений. Замах у шоу-дивы вышел сколь амбициозный, столь и рискованный.
Каждая из песен, выбранных для альбома, несомненная музыкально-поэтическая жемчужина, имеющая к тому же определенный налет сакральности на местном культурно-социальном ландшафте. Последнее обстоятельство часто играло со многими энтузиастами злую шутку, превращая «души прекрасные порывы» в протокольно-дежурные упражнения для желаемой галочки. В то же время случались и шедевральные исключения, вроде альбома Людмилы Гурченко «Песни военных лет», в котором авторское и актерское начало превращали даже иные банальности в пронзительно искренние переживания.
Так что для г-жи Цой стояла сверхсложная задача не только найти новые краски в достаточно избитом, хотя и прекрасном материале, но и избежать капканов, в которые прежде попадались многие. Видимо, именно из-за всех этих очевидных подоплек некоторые издатели, к которым артистка обратилась с идеей, выразили поначалу определенный скепсис.
Но надо знать Аниту, настырную и уверенную в себе корейскую женщину. Уж чем-чем, а чьим-то скеписом ее не проймешь, если она что-то себе втемяшила и задумала. Засучив рукава, певица чуть ли не стала рыть всамделишную землянку на студии, чтобы вжиться в роль и прочувствовать материал с максимальным в него погружением.
- Честно говоря, вся эта коммерческая развлекаловка не то что утомила, - рассказывала певица, - но стала угнетать на фоне последних событий, весь этот натужный юмор, якобы помогающий скоротать карантины и самоизоляцию… Очень много дежурного стало проявляться именно в этом. Лично у меня не то что эмоционально, а буквально на физическом уровне возникла потребность в каком-то более глубоком творческом высказывании. Погрузившись как-то в эти размышления, я перебирала коллекцию пластинок и будто специально из пачки выскользнула старая запись Марка Бернеса. «Журавли», последняя песня, которую он успел записать перед смертью. Потрясающие авторы – композитор Ян Френкель, поэта Расул Гамзатова, гениальный перевод Наума Гребнева, фактически соавтора произведения. Я решила переслушать и меня пронзило буквально до слез. Некоторое время я даже сидела в оцепенении и поняла, что сама очень хочу попробовать себя в этом материале. Военное время и военная тематика родили невероятно глубокие произведения – и музыкально, и содержательно...
Закипела работа. В архивах были собраны настоящие звуки войны: потрескивания костра, грохот канонады, гудки военных кораблей и даже голос легендарного радиодиктора Юрия Левитана. «Мне хотелось, чтобы песни звучали по саунду так, как их исполняли в землянках, в военных госпиталях, на привалах, в тылу», - пояснила задумку Анита Цой. Внешняя «одежка» для треков не отменяла при этом главного – убедительности исполнения, интонаций, эмоций. «Я осмелилась взяться за собственное прочтение не только любимого мной с детства материала, но и хорошо известного, - делится переживаниями певица, - и в этом был риск с одной стороны, но с другой – я вдруг поняла, что вижу и слышу эти песни по-своему и просто не могу их не исполнить. Почувствовала просто внутреннюю потребность».
Репетициям были посвящены десятки часов с тем, чтобы каждый трек был спет и сыгран в студии единым дублем, без звуковых обработок и склеек. Главной, пожалуй, «жертвой», которую знающая толк в «колбасных обрезках» электронных аранжировок певица принесла на алтарь творческого эксперимента стал отказ от привычных приемом записи. Баян да гитара – чистой воды unplugged –певица посчитала единственными инструментами, в сопровождении которых могла бы выразить необходимые эмоции и чувства.
Лучшим аккомпанементом для «реликтовой» записи стало трио «Реликт». Александр Никеров, Вячеслав Моюнов, Алексей Леонов создали действительно впечатляющую и крайне аутентичную музыкальную картинку. За гитару взялась и сама Анита, аккомпанируя себе в большнистве номеров. Ну а «фирменный» низкий голос с хрипотцой отполировал песни пронзительной задушевностью. Все как было в землянках…
Издатели, послушав материал, принесли г-же Цой извинения: мол, не верили, каемся, запись вышла феномальной, запускаем в работу. Премьеру приурочили, разумеется, к Дню Победы, а выложенные уже в Сети два трека «В лесу прифронтовом» и «Журавли» получили множество хвалебных и удивленных отзывов: «Такую Аниту Цой мы еще не слышали!». Но главное в этой работе, пожалуй, то, что несмотря ни на какие поводы и даты, певице действительно удалось не только замахнуться «на всем известный материал», но и оказаться в нем безусловно органичной и убедительной.