Впечатление, надо сказать, мощное, и связано оно даже не с конкретным весьма симпатичным фильмом про собаку, преодолевшую сотни километров, чтобы вернуться к хозяевам. На экране были яркие летние пейзажи, уютный европейский городок, и невозможно было отделаться от мысли, что сейчас он опустел, что там умирают от смертоносного вируса люди… На что надеялась небольшая и смелая кинокомпания (в свое время пострадавшая от запрета фильма «Смерть Сталина»), устраивая показ? Ведь уже было более или менее понятно, что нас ждет. Это какой-то отчаянный поступок, прыжок в некогда счастливый мир.
Кинотеатры Китая, объявившего о победе над коронавирусом, открыли свои двери для зрителей, но продержались неделю. Посетителей почти не было: по статистике — один человек в день. Люди опасаются угрозы коронавируса и предпочитают оставаться дома. Так что китайским кинотеатрам пришлось вновь закрыться.
По оценке специалистов, урон, нанесенный кинотеатрам по всему миру, превышает 7 млрд долларов. Американский Сенат, чтобы защитить кинозалы, которым когда-нибудь предстоит открыться, выделил порядка 454 млрд долларов на их стабилизацию. В США прекрасно понимают потенциальную силу кино, и не только в денежных знаках.
Все российские кинотеатры приостановили работу с 26 марта в обязательном порядке. До этого жизнь в них еще теплилась, хотя многие закрылись раньше директивы сверху. Когда они возобновят работу — не знает никто. По мнению аналитиков, долгий простой приведет к печальным последствиям: 20–30 процентов из них не выживут. По самым оптимистическим прогнозам, зрители смогут вернуться в кинозалы не раньше июля, но вероятнее всего — в сентябре. Уже сейчас убытки, которые несет в месяц один многозальник, превышают 10 миллионов рублей. На помощь государства никто не рассчитывает, хотя предпринимаются попытки достучаться до правительства, чтобы скорректировать условия договора аренды неработающих кинотеатров. Многие премьеры переносятся на конец 2020 года, а то и на 2021-й.
Эксперты на днях провели онлайн-конференцию, где обсудили вопросы выживания кинотеатров, предложили им свой план действий — пять шагов, связанных с тем, как себя вести в период закрытия, как готовиться к открытию и переосмыслять свой бизнес.
Жизнь становится виртуальной, и кто-то решил сразу выпускать свежие картины онлайн, раз в ближайшее время кинотеатральные премьеры не светят. Некоторые фестивали тоже частично или целиком уходят в Интернет. Но любой из них — это еще и праздник, особенные дни в жизни того или иного города. Дыхание фестиваля и настоящего кино можно ощутить только в большом зале, в расчете на которые и снимается кино (за редким исключением), на звездной дорожке… Все это — тактильные ощущения, и, как верно заметил один из организаторов ереванского фестиваля «Золотой абрикос» Михаил Стамболцян, «ничтожный вирус может убить десятки, сотни тысяч людей, но не в состоянии убить человечество, а людям во все времена свойственно пировать даже во время чумы».
Кто-то приостанавливает съемки или работает дистанционно, как Тимур Бекмамбетов над новым фильмом «ФАУ-2. Побег из ада», — современные технологии позволяют. Мультипликаторы почти всегда создают свои картины на удаленке. Продюсеры, дистрибьюторы, режиссеры готовы к самому критическому исходу и начинают объединяться. То, что последствия коронавируса нарушат привычный порядок вещей в киноиндустрии, ясно всем.