В Сети появился ролик, где Эммануил Виторган призывает всех, кто его видит, тщательно мыть руки, что крайне важно в условиях разбушевавшейся эпидемии. Он артистично и по-хозяйски демонстрирует, как это правильно делать. Подходит к раковине, тщательно намыливает свои внушительные и красивые руки, достойные мужчины. Делай, как я, чтобы не дать шанса заразе проникнуть в кожу. В Сети все чаще появляются посты людей, описывающих свое одиночество в замкнутых квартирах, оказавшихся вдали от родных и близких, впадающих в отчаяние и тоску.
В ответ известные деятели культуры заявляют на своих страницах о готовности помочь тем, кому сегодня одиноко и не хватает общения. Они открыты для разговора, и любой пользователь Сети может обратиться к ним лично или через общий чат, а при необходимости поговорить по скайпу.
20 марта должны были показать части картины «Зулейха открывает глаза» по роману Гузель Яхиной. Теперь, когда мир охвачен эпидемией, а еще больше паникой, давние события, описанные в романе, вдруг стали пугающе актуальны. Реплика «Крупы осталось на пару дней. И на работу никто не вышел. Все равно, говорят, скоро помрем» — звучит угрожающе. Вспоминается, как в 90-е кинематографисты чаще рассказывали о своих картинах, которые были не закончены или вообще не состоялись. И сейчас от такого варианта никто не застрахован. А пока в студии собрались режиссер Егор Анашкин, исполнители главных ролей, писатель Гузель Яхина. Исполнительница роли Зулейхи Чулпан Хаматова в студию не пришла. Она находится на самоизоляции. На экране к ее плечу все время прижималась маленькая девочка, которую камера упорно отсекала, а жаль. Разговор мог бы приобрести новую интонацию. Когда режиссер Егор Анашкин только-только приступал к экранизации, многие критиковали его выбор. Казалось, что Чулпан на главную роль не годится, потому что старше героини. Но теперь этой проблемы как будто и не существует. Хотя она сама тоже не думала об этой роли, но Гузель Яхина выбрала именно ее. Читая роман, Чулпан словно бы воскрешала картины своего татарского детства, вплоть до названия кувшинов и покрывал. «Это была корневая самоидентификация. Важное для меня чувство. Ты живешь в Москве, работаешь в русском театре, и вдруг это вернулось. Все встало на свои места, когда я прочитала книгу своего дяди (его тоже зовут Чулпан) про нашу семью. В нашем роду тоже были раскулаченные. Мою тетю звали Зулейха, она была крестьянкой. Я проследила их путь и успокоилась, перестала оглядываться на то, что говорят, что не так повязан платок, что татарская женщина не может полюбить русского мужчину. Я перестала на это обращать внимание. Сегодня, когда как минимум пытаются объяснить поступки Сталина, мне это кажется страшно и недопустимо. У моей героини, с одной стороны, детская природа, а с другой — совсем недетская, потому что она потеряла четырех дочек. Ты выживешь, только если будешь помогать другим. Если ты не будешь этого делать, шансов на выживание нет, и у тебя самого в первую очередь. Для меня эта история про людей, которые думали друг о друге и помогали. И сегодня помощь друг другу очень важна».
Сергей Маковецкий продолжил: «Хватило бы нашему поколению терпения, сил и выносливости пережить то, что испытали эти люди? Легко, конечно, рассуждать, находясь в мягком кресле и в теплом помещении. Но думаю, что хватило бы. Мы все оказались в неожиданных обстоятельствах, но в этой неожиданности есть много хорошего. Мы вдруг обратили внимание на себя, окружающих, на природу, которая нам уже давно говорит: «Ребята, мне надоело вас так держать. Я ведь могу взять вас и отпустить». И ты вдруг понимаешь, что воздух становится чище, а люди по-другому стали относиться друг к другу. Главное, чтобы потом, когда все это закончится, а я уверен, что все закончится, это сохранилось. Театр им. Вахтангова, в котором я служу уже сорок лет, до 10 апреля не будет играть ни одного спектакля. И это невероятная беда для театра. Только на возврате билетов мы потеряли 50 миллионов рублей. Отменены гастроли в Южную Корею, Китай, Нижний Новгород, Самару. Правительство пытается помочь сейчас малому и среднему бизнесу, турфирмам. А я бы на его месте помог бы и театрам».
Юлия Пересильд, сыгравшая женщину, фанатично верящую в революцию, тоже не играет спектакли, сидит дома в самоизоляции. «Я никуда не выхожу, но сегодня пришлось нарушить самоизоляцию, — рассказала она. — Переживать надо прежде всего за пожилых людей, за тех, у кого есть другие медицинские проблемы». У Гузель Яхиной все чуть иначе: «Писатель большую часть жизни проводит в добровольной самоизоляции. Мой образ жизни никак не изменился. Переживаю за своих друзей и знакомых, находящихся за границей. Сейчас чувствуешь тоньше, глубже связь с теми, кто далеко от тебя».
Читайте также: «Коронавирус, адьес»: балалаечник из Перми перепел песню Little Big