МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Театр Вахтангова спасает родовой дом своего создателя

Кирилл Крок: «Несправедливо — с помпой отмечать 100-летие, зная, что на его родине дом погибает»

16 марта Вахтанговский театр объявит о своем самом амбициозном и беспрецедентном проекте с точки зрения даже такого успешного коллектива, как этот. В год своего 100-летия театр решил открыть далеко от Москвы, во Владикавказе, дом-музей Вахтангова в его родовом доме. Для этого руководству театра придется ни много ни мало — расселить всех жильцов дома, полностью его отремонтировать и приспособить под нужды театра. Насколько это реально, какова цена вопроса и для чего объявлен краудфандинг, «МК» рассказал директор театра Кирилл Крок.

Первый вклад внесли худрук Римас Туминас и директор Кирилл Крок. Фото: Валерий Мясников

ИЗ ДОСЬЕ "МК"

Двухэтажный дом, где жило семейство Баграта Вахтангова, преуспевающего торговца табаком, расположен в центре Владикавказа. Здесь будущий театральный режиссер провел первые 17 лет жизни. Из него уехал в Ригу учиться на юриста, а оттуда перебрался в Москву, где имя его уже прочно будет связано только с театром: учился у Станиславского, открыл свою студию в Мансуровском переулке, а в 1921 году с группой студийцев основал театр, который без малого век продолжает укреплять в мире престиж российского театра.

— Кирилл, что сейчас с домом Вахтангова: сколько семей живет в нем? В каком он состоянии? И сохранилось ли что-то от прежних владельцев?

— Сейчас в доме 14 собственников. Все квартиры коммунальные, но чудом сохранились и камин, и лепной потолок на втором этаже, где, собственно, была жилая зона семьи Вахтанговых, а внизу находился табачный магазин.

Когда 4 года назад мы приезжали во Владикавказ на гастроли, уже тогда стало понятно, что дом разрушается на глазах. Он дал трещину: кое-кто из жильцов в разные годы самовольно снес несущие стены. К тому же одну из квартир на первом этаже в свое время выкупил местный коммерсант, устроил там кафе «Турандот».

В 2019-м я встречался с главой республики Эдуардом Битаровым: местные власти что могли делали по сохранению памяти культурного наследия, но у республики нет средств, чтобы сохранить дом, экономическое положение сложное. Все это время в Москве я обращался в Минкульт, в правительство, в другие государственные органы, чтобы найти средства на восстановление дома в его прежнем виде: а для этого надо расселить всех жильцов, обследовать здание, подготовить проект, наконец, сделать ремонт. Чтобы в дальнейшем жилую зону второго этажа превратить в музей, а на первом открыть небольшой театральный зал. Но наша идея отвергалась на всех уровнях, мне говорили: «Ищите деньги, находите частного инвестора и тогда выкупайте квартиры, да и вообще, зачем тебе все это нужно? Вы сошли с ума».

— Уже известна сумма, которая потребуется для реализации этого проекта?

— Мы предполагаем, что на выкуп всех квартир нужно порядка 60–70 миллионов рублей и где-то порядка еще 100 миллионов на обследование, реконструкцию и ремонт дома. Сейчас нашлись два инвестора: лично Михаил Задорнов, возглавляющий банк, поверил в эту историю, он понимает, насколько важно сохранить этот культурный объект и для республики, и для России в целом, особенно к столетию нашего театра. Еще часть денег дает одна компания, но она не пожелала называть себя. И, наконец, сам театр внесет посильный вклад.

Большую часть суммы мы уже собрали, но денег все равно не хватает, поэтому с 16 марта мы объявляем народный краудфандинг — сбор средств на создание дома-музея Евгения Вахтангова во Владикавказе. В большом фойе будет установлен ящик для пожертвований, и мы будем благодарны каждому, кто внесет посильный вклад в восстановление дома основателя Вахтанговского театра. Мы очень рассчитываем, что краудфандинг подтянет к нашему проекту и малый, и средний бизнес.

— А какова роль в этой истории руководства Владикавказа?

— Они берут на себя все административное и техническое сопровождение проекта, главой республики создана рабочая группа, ее возглавляет вице-премьер правительства, и я надеюсь, что она как раз поможет нам прежде всего решить проблему с расселением жильцов.

— Это как раз весьма тонкий и, я бы сказала, рисковый пункт. Жители все согласны? Ведь для кого-то, особенно для стариков, сняться с насиженного места (даже во имя большой культурной идеи) непросто. А у кого-то завышенные требования. Вы встречались с жильцами?

— Мы встречались практически со всеми. На сегодняшний день у нас такая информация из Владикавказа: семь собственников уже готовы переехать, еще с семью другими ведутся переговоры. На этих встречах я увидел — люди понимают, что у них есть реальный шанс улучшить жилищные условия, из коммуналок переехать в собственные квартиры. Но тут важно понимать, что должно быть заключено пакетное соглашение со всеми собственниками дома. То есть мы не станем выкупать квартиру у каждого по отдельности — мы готовы предоставить людям в этом же районе (а это центр города), но в новостройке, на другом берегу Терека, такие же по площади квартиры. Но мы не готовы удовлетворять заоблачные желания, типа «хочу жить напротив Кремля».

— Но есть риски в таких щепетильных вопросах: кто-то один по каким-то причинам уйдет в отказ.

— Я все-таки рассчитываю на сознательность людей, потому что в любом случае все улучшают жилищные условия, приобретают более качественное жилье и разъезжаются из коммуналок, где у некоторых до сих пор туалет на улице. И еще я рассчитываю на авторитет и административный ресурс местной власти в лице главы республики.

— При самом благоприятном стечении обстоятельств и если будут удовлетворены интересы всех сторон, когда может быть открыт дом-музей Вахтангова во Владикавказе?

— Согласно дорожной карте по реализации проекта, это будет сделано к 100-летию театра, то есть в конце 2021 года. После юбилея (а он назначен на 15 ноября 2021 года) театр поедет во Владикавказ с гастролями и там откроет дом.

— Проект очень амбициозный, но очень непростой. Зачем вы в него ввязались, тем более что недалеко от Вахтанговского, в переулках Арбата, есть музей-квартира, где он жил, где проходят экскурсии и можно поработать с архивами.

— Конечно, мы могли бы ничего этого не делать, и кроме головной боли пока ничего не имеем. Да, можно сказать, что мы чтим память Вахтангова, отреставрировав его московскую квартиру, прославляя его имя на гастролях. Но это будет несправедливо — в Москве с помпой отмечать 100-летие театра великого режиссера, театрального новатора, говорить громкие слова, на банкете есть, пить, зная, что на его родине погибает его родовой дом.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах