МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Илья Лагутенко рассказал, как президент помешал премьере клипа «Карнавала.нет»

Накануне 20-летия группы лидер "Мумий Тролля" порассуждал о магии цифр

Только представьте себе: в 2023 году группе «Мумий Тролль» будет 40 лет. При этом она абсолютно органично смотрится среди финалистов особой номинации премии ZD Awards — «MegaБит Awards», посвященной актуальным музыкальным явлениям. Илья Лагутенко, как и Дэвид Боуи в свою эпоху, появился в творческом (да и вообще физическом) пространстве как некий инопланетянин вне времени. Оба все время обгоняли его не ради оригинальности, а потому, что свежие решения приходили к ним естественно, как само собой разумеющееся. В этом году российские музыканты отмечают 20-летие знаковой и одной из самых странных своих пластинок «Точно ртуть алоэ», предвосхитившей многие музыкальные тенденции.

Фото: М.Митрофанова

«МТ» до сих пор удивляют поклонников необычными сценическими решениями. Как, например, на программе «Вечерний чай» несколько лет назад, когда традиционному видеоэкрану за спинами музыканты предпочли зеркальную пластину, подвешенную под углом к потолку, в которой они отражались во время шоу. В последнем клипе «Всходы» лидер команды предстает перед зрителями в черном костюме, широкополой шляпе, покрытый черным тюлем, с удлиненными вампирскими зубами и с фольгой на ухе. «Что ты хочешь, то получишь — не переживай», — улыбается Илья. Поклонники и так знают: впереди еще много интересного. «ЗД» поговорила с артистом о творческой символике, условности формата и о том, как песни «недопонятого формата» могут превратиться в «стандарт качества».

- Необычные, яркие юбилеи уже, кажется, стали традицией для «Мумий Тролля». Очень красивая история была несколько лет назад в связи с празднованием 20-летия альбома «Морская». Буквально недавно — перед Новым годом — вы отметили юбилей песни «С Новым годом, крошка!». Являются ли для вас круглые даты неким символом, рубежом? Почему вам так важно обращать на них внимание?

- Для таких, как «Мумий Тролль» (то есть бегущих в свое время «впереди паровоза»), подобные юбилеи оказываются хорошим поводом для того, чтобы, с одной стороны, убедиться в собственной «нетленности». Потому что если спустя несколько десятков лет песни превращаются из «недопонятого формата» в уважаемый несколькими поколениями стандарт качества, то это только подтверждает: старания были оправданны. Но, с другой стороны, для публики это еще и важное событие, когда слушатели, вместо того чтобы забыться в ностальгии, начинают понимать, что открывают любимые песни заодно вместе с новой публикой, и себя заново…

- Продолжая тему символики, стало ли для вас знаковым событием, что «Точно Ртуть Алоэ» был назван первым альбомом нового тысячелетия?

- Как сам корабль назовешь, так он дальше и поплывет (смеется). Наверняка выходили альбомы и весь январь 2000 года, но тут мы проложили дорогу начинающим в то время PR-агентствам, которые не имели никакого опыта по работе с музыкантами, дали им идею громких заголовков на будущее (так они с ней и подзастряли). А вообще, мне нравится визуальная магия цифр, я люблю красивые даты, и мы не раз приурочивали к ним релизы альбомов. Чтобы самим было легче вспомнить дела минувших дней.

- Вы всегда удивляли своего слушателя и зрителя чем-то новым, неординарным, и в этом смысле пластинка была совершенно не похожей на то, что было в дискографии «до». Решение выпустить такую работу было скорее импульсивным или все-таки взвешенным, продуманным?

- Я не ставлю «удивление» в задачу. Поверьте мне. Я просто записываю альбомы в соответствии с обстоятельствами и собственными интересами. «Точно Ртуть Алоэ» был третьим по счету студийным альбомом, записанным после успеха «Морской». При этом — первой пластинкой, записанной именно концертным составом группы, сложившимся за пару лет гастролей. Все песни я писал в автобусах, поездах и гостиницах именно во время первого, растянувшегося на пару лет «безумного» тура. К этому добавилось не только мое увлечение классической пекинской оперой, но и впечатление от наших первых выступлений в Японии, позволившее окунуться в незнакомый мир японского рока наяву. Добавьте к этому заработанную к тому времени возможность записываться в одной из лучших студий мира — у Питера Габриэля, полную свободу в выборе музыкальной фактуры, сновавшую перед окнами Кайли Миноуг… В общем, было чему самим удивляться. Как итог — и закономерное удивление слушателей.

- Клип «Невеста» был снят в стиле поп-арт, на тот момент еще абсолютно не раскрученном в России, более того, воспринимавшемся частью зрителей, возможно, даже настороженно, как нечто дикое. Как вы думаете, за счет чего вам, используя непривычные для массовой публики методы, удавалось не просто привлечь ее внимание, а удержать его и получать очень стабильный позитивный фидбэк?

- «Невеста» остается редким для наших краев примером, когда по-настоящему художественный замысел режиссера (Виктора Вилкса) не только совпадал с креативными требованиями артиста, но и получил достойное воплощение. Последующая экспозиция клипа в стенах Музея современного искусства в Швеции была для меня гораздо более неожиданной, чем обсуждения «злобными зрителями» или вроде того. К тому времени становилось ясно, что работа с понимающими тебя единомышленниками приносит настоящее удовлетворение и результат, который остается «на века».

- Презентация другого клипа — «Карнавала.нет» — состоялась под Новый год. И в контексте этого дня она стала такой песней-перевертышем. Планировали ли вы изначально, записывая ее, приурочить выход к празднику? Или все получилось спонтанно?

- Мы снимали клип в самом конце декабря, можно сказать — на скорую руку; режиссер абсолютно не врубался в visual key-стилистику, которой мне хотелось наполнить клип. Но изначально выпускающей компанией планировалось, что клип в любом его виде покажут по телевизору в новогоднюю ночь-2000. У них были хорошие отношения с телеканалом. Насколько я помню, его руководителю эта нестандартная идея тоже нравилась. Но 31-го он отменил премьеру, объяснив это тем, что у телевидения есть «сообщения поважнее» (о том, что Борис Ельцин уходит в отставку и назначает преемником Владимира Путина). Поэтому хоть клип и получился «самодеятельным» и совсем не стильным, но песня запомнилась хорошо… Карнавала не будет!

- До «Мумий Тролля» синглы перед выходом полноценных альбомов в России не выпускал никто. Чувствовали ли вы в тот момент, что это станет в будущем неким трендом?

- Тогда мне это просто казалось правильным решением для увеличения продаж физических носителей, с которых мы должны были получать гонорары. Это ведь был международный опыт в шоу-бизнесе. Идея не оправдалась в российских реалиях: мы тратили на выпуск больше средств, чем люди покупали дисков. Даже ярые поклонники предпочитали пиратские копии. Но культурным и художественным экспериментом проект стал по праву. Каждый сингл сопровождался своим визуальным решением, некоммерческими ремиксами, новыми песнями. Теперь это коллекционные вещи.

- Сегодня, наоборот, многие артисты полностью отказываются от записи полноценных пластинок. Важны ли еще для вас эпичные, развернутые работы? Или есть вероятность, что в будущем вы тоже перейдете исключительно к выпуску композиций потреково?

- Я всегда говорю, что каждый альбом — это своеобразный аудиодневник, отражающий нас сегодняшних и окружающую реальность; это мой способ общаться с миром и фиксировать его изменения. Среди наших поклонников много аудиофилов и коллекционеров, которым хотелось бы иметь в домашней коллекции наши альбомы. И на CD, и на виниле мы выпускали лимитированные тиражи «Морской» и «Икры», это 100%-ный аналоговый продукт, записанный на матрицу прямо с оригинальной ленты. Все пластинки были раскуплены. Мне нравится слушать концептуальные работы, но везде есть свои детали. Практика онлайн-синглов без альбомов — примета времени. При доступности любого контента в Интернете найдется всегда и свой слушатель. Мне хочется в это верить.

- Есть ли, на ваш взгляд, нечто объединяющее японский рок 90-х и глэм-рок 70-х — направления, которые, насколько я знаю, вдохновили вас на создание альбома «Точно ртуть алоэ»?

- Да, конечно. Японские музыканты, в большинстве своем — музыкально образованные и чересчур техничные, черпали эмоциональное вдохновение именно из 70-х. А западные рокеры (Боуи, Queen, Kiss), будучи на гастролях в Японии, впечатлялись местными традициями. Так происходил культурный обмен. Основоположники жанра типа X-Japan (а я хорошо знаком с Йошики Хаяши, поэтому знаю историю из первых уст) не были востребованы за пределами своей страны в то время. Но с распространением культуры аниме и появлением таких любителей японской экзотики, как «Мумий Тролль», в других странах несколько десятков лет спустя японский рок вырос в самостоятельный жанр. Есть о чем задуматься, да?

- Вы упомянули Дэвида Боуи. Можно ли говорить о влиянии на вас на тот момент его энергетики?

- Я могу назвать Боуи одним из своих любимых артистов, мне нравятся почти все его альбомы. И удивительная способность органично чувствовать себя в разных стилях, образах и при этом совершенно спокойно расставаться с ними, заново себя «придумывая». Хотя на тот момент меня, честно говоря, не очень впечатляли его опыты с индустриальной музыкой и драм-н-бэйсом.

- Если говорить о японском роке, о восточной музыке в целом, она всегда очень ярко была представлена на фестивале V-ROX. Как вам кажется, насколько она самобытна? Оторвана ли от мировой музыкальной культуры? Или все зависит от конкретного исполнителя, стиля, в котором он играет?

- Для себя — и как музыканта, и как куратора фестиваля V-ROX — я нахожу большой интерес в том, что происходит в музыкальной индустрии стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Там есть свои стадионные звезды и свои кумиры, которые становятся глобальными (известный в России феномен K-pop — этому подтверждение), своя индустрия развлечений, не уступающая по объемам отечественной газо- и петроэкономике. При этом благодаря успехам азиатской экономики становятся востребованными и совершенно андеграундные по нашим меркам жанры. Собственно, кто оторван сейчас от мировых процессов, так это как раз «наше дальневосточное», и самое печальное, что ничего знакового в этой оторванности (как, например, случилось в 80-е с «нефилармоническим» роком) не появляется.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах