Мало кто знает, что предки Кирка Дугласа — из города Чаусы Могилевской губернии, а его настоящее имя — Исер Данилович. В 1910 году родители будущего актера эмигрировали в США, где он и родился в 1916-м, в городке Амстердам, что в штате Ню-Йорк.
Дорога к вершинам Голливуда оказалась непростой. Пришлось поработать охранником, капельдинером, портье, участвовать в соревнованиях по борьбе — а все для того, чтобы заработать деньги на обучение в театральном колледже, по окончании которого в 1939 году он поступил в Американскую академию драматических искусств. Именно там руководитель труппы Карл Малден предложил талантливому студенту поменять имя и стать Кирком Дугласом.
Однако, прежде чем дебютировать на большом экране, Кирку пришлось пройти через ужасы Второй мировой. На войну пошел добровольцем. Патриотические чувства оказались настолько сильны, что когда молодого человека не взяли на фронт из-за проблем со зрением, он с помощью специальных занятий по учебнику улучшил зоркость и добился попадания в подразделение связи Тихоокеанского флота США. Был ранен. В госпитале женился на актрисе Дайане Дил.
Первым фильмом, в котором сыграл Кирк Дуглас, стала «Странная любовь Марты Айверс» (1946), но настоящую известность ему принесла роль Майкла «Миджа» Келли в картине «Чемпион». Эта лента 1949 года, повествующая о трагической судьбе боксера поневоле, выносит приговор беспощадному миру денег, в котором человеческая жизнь — лишь разменная монета. Герой Дугласа оказывается жертвой кровавой изнанки профессионального спорта, жажда успеха подавляет в нем истинные чувства и в конечном счете оборачивается гибелью. Яркий характерный образ оценила и Киноакадемия, номинировав Дугласа на «Оскар» за лучшую мужскую роль.
Таких номинаций у Кирка будет три. Кроме «Чемпиона» это мелодрама «Плохое и прекрасное» (1952), а также фильм по роману Ирвинга Стоуна «Жажда жизни» (1956), в котором Дуглас сыграл Винсента Ван Гога. Актер блистательно воплотил на экране приступы безумия великого художника, его противоречивые отношения с другим творцом — Полем Гогеном в исполнении Энтони Куина. Однако в отличие от своего партнера, взявшего главную кинопремию, Кирк и здесь остался без заветной статуэтки.
Что ж, он в хорошей компании. Легендарный Чарли Чаплин тоже удостоился «Оскара» только за вклад в кинематограф. Вот и Кирка Дугласа отметили почетным призом в 1996-м, когда ему уже было девяносто. Вряд ли кто-то тогда мог предположить, что судьба отпустит выдающемуся актеру еще двадцать четыре года счастливой жизни.
Впрочем, свои главные роли к тому моменту он уже сыграл. Пожалуй, самая знаковая — Спартак в одноименном фильме Стэнли Кубрика. Интересно, что после выхода ленты в 1960 году критики отнеслись к ней прохладно, упрекая в неровном сюжете и даже в невыразительной актерской игре. Впрочем, тогда «Спартак» подвергся цензуре: из него вырезали эпизод, намекающий на гомосексуальность персонажей, а также еще несколько сцен. Только через тридцать лет картину восстановили в первоначальной версии и официально признали одним из знаковых произведений кино.
В «Спартаке» Дуглас выступил еще и продюсером. Его деятельность на этом поприще тоже заслуживает внимания. Именно он впервые в 1962-м приобрел права на постановку романа Кена Кизи «Над кукушкиным гнездом» и уже в следующем году осуществил свой замысел на сцене Бродвея, исполнив роль Макмерфи. Спектакль провалился, но Кирк начал бредить экранизацией знаменитого текста и в 1975-м передал права на экранное воплощение сыну Майклу. Он и спродюсировал культовый фильм Милоша Формана.
В свою очередь Дуглас-старший продолжал сниматься и в 1970-е, и даже в 1990-е, но все меньше и успешнее. Зато открыл в себе писательский и филантропический талант. В 1981-м его удостоили самой высокой гражданской награды в США — Почетной президентской медали, тем самым отметив его усилия посла доброй воли в Госдепартаменте. Последние тридцать лет одна за другой выходили книги Кирка Дугласа — начиная с автобиографии «Сын старьевщика» (1988) и заканчивая книгой стихов 2014 года. Для 98-летнего актера это был первый поэтический сборник…
Разносторонность и жизнерадостность его дара поражают. А еще поражает преданность любимой женщине Энн Байденс — второй супруге Дугласа, с которой он был вместе с 1954 года и до конца жизни.