МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Музей Тропинина воссоздал музыкальную эпоху начала ХIХ века

Посетителям предлагают перенестись на два века назад в музыкальный салон

Порой, чтобы лучше осознать современность, нужно оглянуться в прошлое. Перенестись на два века назад можно в Музее Тропинина на выставке «Гостеприимство муз», где воссоздана атмосфера музыкального салона. Стены двух камерных залов будто звучат благодаря картинам, изображающим музыкантов и их слушателей пушкинской эпохи. Центральной работой на выставке стало полотно «Гитарист» (1823) Василия Тропинина, которое впервые за полвека покинуло стены Третьяковской галереи.

Портрет Глинки. Фото: Мария Москвичева

«Гитарист» — одно из самых известных произведений Тропинина, оно стало важной вехой в жизни художника не только потому, что имело большой успех и не раз было повторено как самим автором, так и его современниками. Именно в 1823 году в возрасте 47 лет крепостной Тропинин получил вольную: графу Ираклию Моркову нелегко далось это решение, о чем свидетельствует тот факт, что жена и дети художника получили свободу только спустя пять лет. Творчество и образование было привилегией знати, и такие таланты, как Тропинин, были редкими алмазами, ограненными жизнью царской эпохи. И все же между художником и его графом сложились добрые отношения, что чувствуется по портрету, на котором, очевидно, изображен гитарист-виртуоз и музыковед Владимир Морков.

— «Гитарист» полвека не покидал стен Третьяковской галереи и всего два раза выезжал на внешние выставки. Одна была в Прибалтике, другая в Будапеште, и вот третий раз он покинул постоянную экспозицию ГТГ, чтобы прозвучать в нашем проекте, — рассказывает директор музея Ольга Журавлева.

«Гитарист» (1823) Василия Тропинина Фото: Мария Москвичева

Рядом с «Гитаристом» еще три портрета с гитарой: несколько повторов тропининской работы неизвестных авторов и этюд, изображающий женщину-гитаристку кисти Василия Андреевича. Эта работа также предоставлена Третьяковкой, как и карандашный набросок к большому парадному полотну, на котором показана атмосфера музыкального салона в семье Морковых. Живой, «подвижный» рисунок запечатлел Ираклия Моркова и четырех его детей в расслабленной творческой обстановке. Эта легкость, впрочем, с ноткой печали, ведь сцена написана сразу после возвращения семьи в Москву в 1812 году, после войны. Общая беда всегда сплачивает людей и общество в целом. Может, отчасти поэтому в то время гитара, ранее не считавшаяся концертным инструментом, становится очень популярной в дворянских кругах. Возрастает и мода на музыкальные домашние салоны. Может быть, они были одним из тех целительных средств, что позволяют жизни вернуться на круги своя?

Директор музея Тропинина Ольга Журавлева Фото: Мария Москвичева

Помимо «гостевых» экспонатов из Третьяковки, иллюстрирующих романтический досуг людей Золотого века, на выставке представлены картины из собрания Музея Тропинина (встречает публику портрет Глинки) и исторические музыкальные инструменты. Среди них арфа того времени и фортепьяно, на котором играл Скрябин. В течение всех трех месяцев, что будет работать экспозиция, здесь регулярно будет звучать музыка. Открытие логично сопровождалось виртуозной гитарой Константина Окуджавы, а дальше здесь будут проходить музыкальные вечера с участием самых разных инструментов. Причем исполнители будут не только играть, но и рассказывать историю каждого инструмента и учить зрителей азам обращения с ним. Кроме того, один из вечеров будет посвящен этикету эпохи — касавшемуся не только поведения в обществе, но и музыкальной культуры.

Читайте также: На Роттердамском кинофестивале Антоха МС рассказал про Родину

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах