Вообще-то маэстро все главные праздники отмечает на сцене, потому что для него, «если нет сцены, то нет и жизни». Но на сей раз будет не просто праздничный концерт, а целый фестиваль длиной в 12 дней. Повод для старта нового музыкального марафона, впрочем, не день рождения — просто назрело.
— Идея проводить фестиваль в Москве мне раньше не приходила в голову, — говорит Юрий Башмет. — Но сейчас я понял, что время пришло. У нас ведь нет своей площадки в Москве, поэтому нет и постоянных спектаклей в столице. Фестиваль в Сочи, который в этом году состоится в 13-й раз, проходит централизованно в Зимнем театре. А здесь программа рассеяна по разным площадкам. Собрать все воедино в таком формате сложно, но мне понравилась реакция мэра, так что мы это сделаем. В Сочи родилось много идей и поставок, и мы соберем в Москве накопленное, например оперу «Евгений Онегин» с Константином Хабенским и конкурс композиторов памяти Альфреда Шнитке, и, конечно, покажем новое.
Впрочем, сочинский фестиваль и московский не копируют друг друга, хоть и будут сделаны в схожем формате, разножанровом. Оба фестиваля посвящены не только классической музыке, есть и джаз, опера, драматические спектакли, выставки, самые разные «синтезированные» истории. Таков «Евгений Онегин», где фрагменты из знаменитой оперы чередуются с чтением отрывков из пушкинской поэмы. В роли чтецов выступают Константин Хабенский и Ольга Литвинова. Или спектакль-фантазия «Не покидай свою планету» по «Маленькому принцу» Экзюпери, где главную роль также исполняет Хабенский, а в качестве декораций и реквизита использован видео-арт и кинетические объекты. Или спектакль «Ван Гог. Письма к брату» с Евгением Мироновым в главной роли: история знаменитого художника, рассказанная письмами и музыкой, станет одним из заключительных событий программы. Очевидно, такова и оратория композитора Армана Амара «Лейла и Маджнун», в которой задействовано 40 актеров из 15 стран. Это музыкальное воплощение одной из самых знаменитых легенд арабского мира — о поэте Каисе (его потом прозвали безумцем — так переводится с арабского «маджнун»), который влюбился в красавицу Лейлу и ушел скитаться по пустыни, чтобы сочинять стихи в ее честь.
Однако главным событием фестиваля станет мировая премьера хоровой оперы Александра Чайковского в авторском прочтении Юрия Башмета, Михаила Дурненкова и Павла Сафонова — «Сказ о Борисе и Глебе», которая состоится на сцене Концертного зала им. Рахманинова (Филармония-2). В опере принимают участие пять хоров и пластический театр. А финальным аккордом фестиваля будет гала-концерт 10 февраля в Большом зале Московской консерватории, где помимо прочего прозвучат две мировые премьеры: Helios для ударных инструментов и симфонического оркестра Валерия Воронова и «Мираж» для альта и симфонического оркестра Кузьмы Бодрова. И это далеко не все: публику ждут 6 Бранденбургских концертов И.С.Баха в исполнении «Солистов Москвы» под управлением Юрия Башмета, мастер-классы маэстро, концерты камерной музыки, выставки в фойе концертных залов и многое другое.