Новый спектакль стал 13‑м в детском репертуаре театра, который усиленно создает художественный руководитель МГТ Сергей Безруков в рамках проекта «Зима в Подмосковье». Рождественская сказка идет всего 60 минут, но создатели спектакля включили в нее не только красивую историю, но и настоящие батальные сцены (зритель принимает в битве непосредственное участие!) и компьютерную проекцию.
Дети, как известно, очень сложный зритель: быстро теряют внимание, мгновенно чувствуют фальшь. Возможно, поэтому спектакль начинается не с праздничной гостиной Гофмана, а с появления Снегурочки и Деда Мороза. Этих-то гостей каждый ребенок ждет с нетерпением, оттого и играет в любые предложенные игры, а потом получает заслуженный подарок — спектакль.
Режиссер постановки Алла Решетникова мгновенно стирает границу между залом и сценой. Откуда ни возьмись, прямо за твоей спиной, появляются слуги в напомаженных париках с башней из роскошных подарков, а потом с визгом и хохотом главные герои — Мари (Ирина Токмакова) и ее младший брат Фриц (Кирилл Новышев).
В канун Рождества они получают необыкновенные подарки от своего крестного Дроссельмейера (Олег Курлов): волшебный игрушечный замок, способный оживить самые потаенные детские фантазии, и деревянного уродца, щелкуна орехов. Завороженные крестники и представить себе не могли, что никудышная кукла может оказаться заколдованным принцем, а позже — настоящим героем!
Щелкунчику (Евгений Сыркин), Мари и их друзьям приходится пройти через множество испытаний, прежде чем откроется тайна заколдованной куклы. Сразиться с войском семиглавого Мышиного короля (Андрей Чанцев) героям помогают не только верные игрушечные солдатики Фрица и любимые куклы Мари, но и маленькие зрители. Когда в зал летят огромные черные шары (воздушные, как выясняется, после точного попадания в голову), дети с восторгом принимаются их отбивать, целясь прямиком в мышиного злодея.
Огромное внимание в спектакле уделяется визуальной составляющей. И дело не только в красочных декорациях художника Дмитрия Ершова, похожих на акварельные праздничные открытки, но и в особом гриме артистов. Ольга Сомова создала сложный и продуманный до мелких штрихов образ. Например, накладную челюсть Щелкунчика, нарочито указывающую на его уродство.
Безусловно, спектакль интересен всем — от мала до велика. Диалоги пестрят тонким житейским юмором. Однако зрители будут не только смеяться, но в какой-то момент могут и всплакнуть, сопереживая горю обезображенного принца. «Это история о добре, человеколюбии и милосердии. Не важно, к кому проявлено это чувство, как ты внешне выглядишь, попадаешь ты под общий ряд красавцев или нет», — отметила Алла Решетникова.