Фамилия Топоровских прогремела в конце 2017-го — после показа в гентском Музее изящных искусств 24 никогда прежде не выставлявшихся произведений русского авангарда. Зато все имена авторов на слуху: Малевич, Кандинский, Лисицкий, Гончарова, Ларионов, Филонов… Искусствоведы таких шедевров никогда не видели — от удивления написали коллективное открытое письмо: никакой это не русский авангард, а подделки! И тут понеслось: расследования, обыски, иски…
Топоровский продолжал доказывать, что картины — настоящие. Называл происхождение: часть нашел в Одессе, куда их привез якобы сам Иосиф Орбели (директор Эрмитажа с 1934 по 1951 гг.). Другие работы — якобы из коллекции дальних родственников супруги Ольги: художника и скульптора Антона Певзнера и его брата, архитектора и художника Наума Габо. Журналисты нашли немало проколов в легенде Топоровского. Но ему удавалось держаться на плаву два года: его адвокаты только и успевали, что отправлять иски всем недовольным.
И все же после такого фиаско человек не за решеткой, а мирно попивает кофе в бывшем аббатстве Дилегем в Брюсселе (там как раз планировалось Топоровским открытие частного музея русского авангарда. — Авт.).
Копнуть поглубже, и выясняется: Игорь Топоровский уже был втянут в темные антикварные дела. А именно — в самое громкое в отечественной истории дело Преображенских.
В 2004 году Татьяна и Игорь Преображенские приехали из Петербурга в Москву и открыли здесь галерею «Русская коллекция». Как выяснилось, через галерею шел оборот подделок. Одна из афер вскрылась, супругов посадили: ее на 9 лет, его — на 8,5, оба уже на свободе, разошлись. Но в поле зрения следствия тогда, в 2004-м, попала не только история собирателя Узжина, который купил у аферистов пару десятков липовых Шишкиных и Айвазовских. Эпизод с продажей фальшивых Кандинского и Малевича остался «висеть».
Топоровский проходил по делу Преображенских свидетелем, о чем говорит протокол от 17 мая 2006 года, который имеется в распоряжении «МК». Согласно документу, Игорь Владимирович родился 13 февраля 1966 года в г. Днепропетровске, во время описываемых событий проживал в Калашном переулке Москвы. В тех же материалах дела есть расписка о том, что в 2004-м Топоровский получил от «Преображенской Татьяны Михайловны деньги за картины К.Малевича «Шкатулка» и В.Кандинского «Абстрактная композиция» 13 г.». Цена этой расписки — 3 миллиона долларов. За такие деньги картины продали некоему олигарху, который потом не предъявил претензий, потому дело и не получило ход. И все же после этого допроса Игорь и Ольга Топоровские спешно уехали из России в славный город Брюссель, где купили домик для будущего музея авангарда.
Следующее «авангардное дело» Топоровского разворачивалось во французском городе Тур, центре виноделия долины Луары. 2009-й городок запомнил по печально знаменитой выставке «Александра Экстер и ее друзья, русские художники». У экспертов возникли сомнения в подлинности экспонатов, картины арестовали. Но вдруг тот же эксперт изменил мнение, и Топоровский — с шумом и пылью, но быстро — вывез спорные работы Экстер.
Срок давности этих детективных историй — 10–15 лет. Вдумайтесь. А в 2017–2018-м господин с сомнительной репутацией снова обводит вокруг пальца уважаемый музей (ему теперь отмывать и отмывать свою репутацию) и первых лиц города, коллекционеров, очевидно. Кого еще? Законы? Искусство?..
Русский авангард — самый востребованный сегмент сегодня на арт-рынке. То есть Малевич, Кандинский со товарищи стоят дороже остальных отечественных художников — миллионы миллионов. И подделать их проще, чем классику, — об этом свидетельствуют частые дела о подделках, волной прокатившиеся по всей Европе в последние несколько лет. Только вот искусство не резиновое и фальши не любит — всех самодельных Малевичей оно не выдержит. Лопнет.