На сцене развернут настоящий военно-полевой госпиталь: койки, капельницы, шторы палатки, за которыми — передовая линия фронта… Через зал маршируют молоденькие солдаты. Взрыв — и вот медсестры тащат на себе раненых бойцов. Их укладывают на койки, перевязывают, ставят капельницы, делают обезболивающие уколы… Странное начало для сказки о Питере Пэне, не правда ли? И что-то очень напоминает картинка… Ну конечно: Кадры из фильма «Перл-Харбор»!
Один из парней ранен особенно тяжело, стонет и в полубреду требует от медсестры: читай, читай… Старшая медсестра читает вслух строчки повести Джеймса Барри о Питере Пэне — мальчике, который не хотел взрослеть… И вот медсестра уже превращается в миссис Дарлинг (Нонна Гришаева), доктор — в мистера Дарлинга (Андрей Клюев, который потом преобразится и в Капитана Крюка), юная сестричка — в Вэнди (Юлия Дарина), а раненые бойцы — в ее братьев Майкла (Дмитрий Сидоренко) и Джона (Дмитрий Савин). С этого момента сюжет повести «Питер Пэн» потечет своим волшебным чередом.
Взрослые артисты играют детей, не травестируя и не пытаясь прикинуться маленькими. Это важнейшая часть решения Алексея Франдетти, который попытался разобраться в непростом вопросе: почему детям не хочется взрослеть?
Все приключения героев — на своих местах. В дом к Дарлингам прилетает прелестная фея Динь-Динь (Елена Щелкунова, актриса театра неслышащих актеров «Недослов») — она говорит жестами «на языке фей» на фоне чудесного звона колокольчиков. Появляется Питер (Алексей Рыжков), который на гигантском самолете переносит Вэнди и ее братьев в свою страну Neverland (все-таки ни один русский перевод не способен передать точный смысл этого довольно трагического названия). А над залом в это время парит модель самолета, на который дети смотрят в полном восторге. Домик на дереве и самолет в натуральную величину — мечта любого мальчишки. Сценограф Тимофей Рябушинский реализовал эту мечту в полной мере.
В спектакле почти нет видеопроекций. Все решения «по-старому» театральны: декорации, ткани, тени. И еще волшебный свет Ивана Виноградова. И в этом обращении к традиционным театральным приемам выстраивается суперсовременный язык, направленный в будущее, а не в прошлое.
Мальчишки — обитатели Neverland — каждый со своим уникальным характером: Болтун (Валерий Кукушкин), Задира (Иван Кондрашин, он же, кстати, музыкальный руководитель постановки), Хвастун (Владислав Калашников) и классные Близнецы, которых, Антон Богдасаров очень смешно играет как раздвоение личности. Мы узнаем в них тех самых солдат из пролога к спектаклю. И все же они — настоящие мальчишки: отважно сражаются с пиратами, защищают индейцев, послушно принимают рыбий жир из рук строгой Вэнди, которая согласилась выполнять роль их мамы…
В облике пиратов воплотились фантазии художников по костюмам (Анастасия Пугашкина и Эльвира Галимулин), придумавших для «плохих парней» очень забавные костюмы с «национальными» головными уборами: здесь и прусская каска, и меховой малгай всадника Золотой Орды, и чалма индусского воина, и даже что-то типа шапки шляхтича. Но самый крутой костюм — у Крокодилицы (Александра Нестерова), которая в этом спектакле оказалась ходячей бомбой. Вот так и ходит по сцене и по залу, обмотанная взрывчаткой, пока не взорвала злобного Крюка.
Может быть, именно из-за этой, совсем не сказочной Крокодилицы подвиги мальчишек незаметно начинают восприниматься как реальные поступки, совсем не игрушечные, да и не детские вовсе. И рулит всем этим Питер Пэн — совершенно взрослый, очень харизматичный молодой человек, который не желает покидать детство не потому, что ленив и инфантилен, не потому, что не хочет брать на себя ответственность или заботы. Все совершенно наоборот: в детстве его удерживает желание быть честным и смелым, верить в идеалы и не совершать предательства, искать подвига, а не выгоды, действовать по велению сердца, а не по расчету. Одним словом, он не хочет становиться взрослым, чтобы оставаться человеком. Мужчиной. И они остаются такими навсегда, мальчишки, гибнущие на фронте, защищая — что? Родину? Да… Своих близких? Да, безусловно… Но прежде всего — собственные представления о чести и благородстве.
Алексей Франдетти взял для своего спектакля очень хорошую музыку забытого композитора Игоря Ефремова (Евгений Загот и Александр Антонов превратили саундтрек к одноименному фильму 1987 года в современную поп-рок-оперу) и стихи гениального поэта-песенника Леонида Дербенева. Этот удивительный сплав советских песен 30-летней давности с историей, написанной более 100 лет назад шотландским писателем Джеймсом Барри, оказался настоящим посланием в будущее, когда в наш менталитет, на смену набившим оскомину цинизму и стебу, вернутся идеализм и романтика.