Желанную честность, которую все вокруг — от артистов до организаторов — заклинали будто священную мантру, гарантировало не пресловутое «народное голосование» (с которым, как известно, случаются разные чудеса, особенно в местных реалиях), а компетентное мнение авторитетных Академиков (как на той же «Грэмми»), что, по словам президента премии Юрия Костина, должно не только «объединить профессиональное сообщество», но и «совершить качественный прорыв в развитии отечественной музыкальной культуры».
Первая реакция по итогам награждений высветила, однако, коллизию трактовок и мотиваций. К примеру, «рвущие» все ротации и фанатские сердца Тима Белорусских или тот же Звонкий не оказались даже в финальных списках номинантов, что вызвало у некоторых впечатлительных наблюдателей волну вопросов. Мудрые Академики парировали недоумение вполне логичными умозаключениями о том, что тренды массовой культуры и профессиональные оценки вовсе не обязательно должны всегда совпадать, и даже было бы странно, если бы они во всем совпадали, хотя одно другому и не мешает.
Лично я болел в этот раз вообще не столько за музыкальную «справедливость», сколько за справедливый протест, поскольку время сейчас такое. И Академикам надо выразить почтение за смелый выбор абсолютно «антикремлевских» персонажей и произведений — Noize MC с песней «Все как у людей» и Face с треком «Юморист», ставших в этом году музыкальными символами протестного московского лета. Они вошли в финальные списки номинаций «Хип-хоп-исполнитель» и «Лучшая песня к кинофильму». Впрочем, и с профессиональной точки зрения музыканты и треки заслуживают исключительно комплиментарных оценок. Конечно, если бы случилась победа, то в кремлевское мероприятие добавилась бы дополнительная изюминка, но и так хорошо. Пальмы же первенства были отданы в более «мирные» руки Басты, Элджея (хип-хоп) и кинодуэта «Какая-то фигня» Леонида Агутина и Сергея Шнурова, в котором, как пошутил г-н Агутин, «Сергей, кажется, впервые в жизни спел без мата».
Ну, не впервые, конечно. Шнур, когда надо, вполне умеет держать себя в руках, за что ему многое и прощается. Премия «Виктория» в Кремле — как раз тот случай и место, где Сергей Владимирович обычно не ерепенится. Даже «Экспонат» в прошлый раз исполнял с «восхитительными штанами». Давился, но исполнял…
И в этот раз он непревзойденно изображал респектабельность, изысканно предавал вечной анафеме «ботоксное засилье на поп-сцене» в интервью на красной дорожке, философски рассуждал со сцены о «рок-стиле, который не терпит фальши, а секс и наркотики давно перекочевали в другие стили (музыки)» и награждил Полину Гагарину за «лучшее видео» («Меланхолия»). Полина, обрадованная честью получить награду из рук великого и ужасного Шнура, никак, однако, не могла взять в толк: какие наркотики? К сексу было меньше вопросов, поскольку ее чувственные песни и тембр возбуждают даже Академиков.
Как в случае с Билли Айлиш на «Грэмми», «тренды массовой культуры» и «профессиональные оценки» счастливо совпали не только с Гагариной, но также с Zivert (лучшая поп-исполнительница, лучшая песня Life, открытие года) и Димашем Кудайбергеновым (вокалист в классической музыке и еще одно открытие года).
Многооктавно-уникальный Димаш, уже сразивший своим голосиной и вокальной эквилибристикой полмира, стал практически символом упомянутых выше и столь желанных «прорыва и объединения». Певец воплотил в себе и актуальную веху времени, и вес матерых мэтров с их, несомненно, объединяющим времена, поколения и тренды фактором. Как авторы лирико-романтического полотна («песня» — даже рука не поднимается написать) «Любовь уставших лебедей» Игорь Крутой и Михаил Гуцериев были признаны, соответственно, «Лучшим композитором» и «Лучшим поэтом» года.
Г-н Гуцериев, впрочем, лишь единожды уступил эту номинацию Леониду Агутину в 2016 г., а вот для г-на Крутого случился форменный дебют — первая «Виктория» в жизни. Он радовался награде как ребенок… И пока Димаш задвигал «традиционную» Анну Нетребко в «Классическом вокале», пианист Денис Мацуев в третий раз стал «Лучшим инструменталистом года в классической музыке», поставив, как и Михаил Гуцериев, личный рекорд наград в одной номинации.
Однако до рекордсмена рекордсменов — Филиппа Киркорова — пока не добраться никому. К шести уже имеющимся статуэткам «Виктории» в этот раз прибавилась награда «Поп-исполнитель года». И впервые Филипп пропустил церемонию! Шарашит на гастролях. Зато стало чуть больше пространства и времени поблистать и другим артистам. Радости Баскова не было края, и он веселился на всю катушку. «Коля — красава!» — заценили шутки балагура даже грозного вида бритые бруталы с татухами, которых каким-то неведомым образом занесло на гламурный ивент.
Разгорелась битва и за саму киркоровскую статуэтку. Возникшую было бучу между Басковым и Zivert за право передать награду поп-королю счастливо разрешил Бедрос Киркоров, отец Филиппа. Сам прославленный артист, он поднялся на сцену под овацию зала и взволнованно произнес патетическую речь о том, что у «эстрадной песни нет потолка», и трогательно обыграл значение имени Виктория в его жизни: так звали его любимую супругу, маму Филиппа, так зовут и его внучку — Алла-Виктория…
Победителями года также стали Artik&Asti (поп-группа), «2 Маши» (танцевальный хит), LOBODA (концерт года), «Ночные Снайперы» (рок-группа), Стас Михайлов и Тамара Гвердцители (городской романс) за дуэт «Давай разлуки запретим». За вклад в развитие отечественной музыкальной культуры был награжден Валерий Леонтьев, 70-летний юбилей которого торжественно отмечали еще в начале года на церемонии «МК» ZD AWARDS. В Кремле прославленному артисту зал устроил громкую стоячую овацию.
Праздничные моменты награждений разбавлялись гостевыми выступлениями и номерами самих победителей, весьма красочно и помпезно поставленных режиссером вечера Андреем Болтенко. Его фантазия постановщика разбушевалась настолько, что даже многоопытным артистам было подчас трудновато соответствовать своим содержанием ослепительно яркой форме. Впрочем, это уже субъективное критиканское брюзжание…