МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Накануне юбилея Андрей Хржановский вспомнил о казни своего фильма

Классик анимационного кино сорок лет экранизирует «Нос» Шостаковича и Гоголя

30 ноября классику анимационного кино Андрею Хржановскому исполняется 80 лет. В течение сорока лет он мечтал экранизировать оперу «Нос» Дмитрия Шостаковича по одноименной повести Гоголя. И, похоже, в ближайшее время нос майора Ковалева все-таки выйдет на Невский проспект.

Фото: Кадр из видео

Хржановский учился во ВГИКе у легендарного Льва Кулешова, причем режиссуре игрового кино. Из института его пытались отчислить из-за Гоголя, которым, по его словам, он «с детства ушиблен». Хржановский взял в библиотеке ВГИКа дореволюционное собрание сочинений Гоголя, чтобы прочитать «Выбранные места из переписки с друзьями». За этим занятием его и засек подполковник Бескровный, преподававший военное дело. Полистав книгу и наткнувшись на письмо о роли женщины, он грозно спросил: «Так вы женщинами интересуетесь?» — и велел студенту покинуть аудиторию. Хржановского решили отчислить из ВГИКа. К счастью, вмешалась журналистка, сообщившая ректору о выходе статьи «В рекруты за Гоголя» — и Хржановского на следующий же день восстановили в институте. А в 1964 м он пришел на «Союзмультфильм», где снял дебютную анимационную картину «Жил-был Козявин» (ее потом высоко оценил Шостакович), да так и остался в мультипликации. Целую серию фильмов посвятил Пушкину. Но помимо мультфильмов были и «Полтора кота» по мотивам автобиографической прозы Иосифа Бродского. А потом в течение семи лет шла работа над полнометражным фильмом «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину» опять же по Бродскому и о нем самом, где родителей поэта сыграли Алиса Фрейндлих и Сергей Юрский. В этом году картине — десять лет.

Кадр из мультфильма "Нос" студия Шар.

Еще в 1969 м Хржановский получил благословение от Шостаковича и начал переговоры с Николаем Эрдманом по поводу экранизации «Носа». Но Эрдман вскоре умер. Дальше вмешалась цензура, напуганная потенциальной антисоветчиной Шостаковича: его оперу запретили после нескольких представлений. В новейшие времена осуществление мечты надолго затормозила нехватка финансирования. Только теперь дело сдвинулось с мертвой точки — и Хржановский смог представить получасовой фрагмент будущего фильма «Нос, или Заговор «не таких». Автором сценария стал Юрий Арабов.

Кадр из мультфильма "Нос" студия Шар.

Среди героев фильма — Пушкин, Гоголь, Мейерхольд, который должен был поставить оперу «Нос», художник Павел Филонов, Шостакович и Михаил Булгаков, написавший письмо Сталину, сам Сталин, посещающий Большой театр. Хржановский невероятным образом соединяет хронику 1930 х с кремлевской встречей Булгакова и Сталина, музыкой Шостаковича. «Действие фильма происходит в салоне воздушного лайнера, совершающего трансатлантический перелет. В спинках кресел имеются экраны, где пассажиры могут увидеть разнообразные сюжеты», — объяснил нам Андрей Юрьевич свою удивительную затею.

Кадр из мультфильма "Нос" студия Шар.

Недавно вместе с ним удалось посмотреть студенческую работу мастера, снятую в 1963 году. «Новый знак» сделан совместно с однокурсником Валентином Курмановым по заказу ГАИ как предостережение от употребления алкоголя за рулем. Сегодня все это воспринимается как чистый сюрреализм. Алкаш спаивает шофера в лесу, прельщает его не только бутылкой спиртного, но и странными грибами. А уж когда среди деревьев как фантомы появляются грибники, испытываешь смех и ужас. Все-таки возмутитель общественного спокойствия, осуществивший грандиозный по замыслу проект «Дау», Илья Хржановский — сын своего отца. На съемках «Нового знака» старший и тогда еще юный Хржановский едва не погиб, а потом собственноручно отнес две коробки с пленкой неудачного, как он считал фильма, на помойку. Спустя 56 лет сотрудники Госфильмофонда извлекли из хранилища умерщвленный фильм.

На этом удивительные события в жизни Хржановского не заканчиваются. К примеру, пока он служил в морской пехоте, первую копию его анимационного шедевра «Стеклянная гармоника», когда-то сильно не понравившегося начальству, уничтожили в присутствии понятых. «Казнь», как называет случившееся Андрей Юрьевич, проходила во дворе студии. Пленку рубили, как кочан капусты. Но сохранилась вторая версия фильма, 50 летие которого отметили год назад.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах