МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

В Воронеже проходит детский театральный фестиваль Маршака

От микромюзикла до Сталина

Эти дни Воронеж живет под знаком Маршака. То есть здесь проходит международный театральный фестиваль для детей, взявший имя знаменитого детского поэта и писателя. Родившийся пять лет назад как театральный «ребенок» знаменитого Платоновского фестиваля, за свою короткую биографию он дерзко формирует повестку дня современного детского театра в регионах и мужественно переносит неприличные игры взрослых.

Анна-Лиза и медведь. Фото: marshakfest.com

Обозреватель «МК» оценил потенциал регионального детского форума и понял, как сегодня режиссеры понимают мир современных детей. 

На пятый «Маршак» съехались театры из Москвы, Питера, Екатеринбурга, Красноярска, Хабаровска, а также два иностранных коллектива — из Бельгии и Израиля. Всего 19 театров, 64 показа за девять каникулярных дней. И, судя по афише, акцент «Маршак-2019» делает на современной литературе для детей — в основном европейской. Программный директор Варвара Коровина (второй год после Алексея Малобродского возглавляет фестиваль) подтверждает: «И особенно важно, что эту современную литературу на сцене воплощают региональные театры, а не только из Москвы или Питера».

Надо сказать, что маленький зритель (от 4 до 12+) предпочитает ее классике. Да и представленные в Воронеже постановки по классическим произведениям (современная версия «Двенадцати месяцев» по Маршаку и «Золушки» по Шарлю Перро) явно проигрывали тем, что сделаны на современном материале.

А еще «Маршак» показал, кто из режиссеров понимает, как эти истории рассказывать, и умеет это делать по-настоящему. Вот имена таких умельцев: Иван Пачин («Мой дедушка был вишней», БТК, Петербург), Юрий Алесин («Снарк», два спектакля, Москва), Юлия Каландаришвили («Цацики идет в школу» ТЮЗ, Хабаровск), Екатерина Корабельник («Дети ворона», Центр им. Мейерхольда, Москва).

Цацики идет в школу. Фото: marshakfest.com

Итак, первенство по приему у юного зрителя делят Хабаровский ТЮЗ со спектаклем «Цацики идет в школу» (по книге Мони Нильсон-Брэнстрем) и московский «Снарк» со своими «Анна-Лиза и медведь» (по рассказу шведского писателя) и «Как стать художником» (версия современного искусства для детей). Цацики — так зовут мальчика греческого происхождения, и он идет в первый класс. Нет, кончилось-то все хорошо — вечеринкой в стиле рок-н-ролл. Но вообще-то претерпел малыш немало: от равнодушия училки до тирании от лоботряса-пятиклассника.

Историю маленького мальчика разыгрывают два артиста, которым помогает один музыкант, оснащенный различными инструментами, — с их помощью он озвучивает действия и чувств Цацики при первом столкновении с социумом. Если взрослый актер Александр Молчанов играет (и тонко, и умно) роль малыша, то его партнерша Евгения Колтунова (крупная, с длинными, черными как вороново крыло волосами) ловко ныряет из одной роли в другую: она — мама Цацики, его друг Пер, учительница с волосатыми ногами, директор школы, упырь-пятиклассник, а также две одноклассницы, в одну из которых и влюбился Цацики. Все, что происходит с ним, резко, на нерве, смешно и грустно, но какой бы грубоватой ни казалось форма театрального повествования, идея, заложенная в постановке, очень важная — сочувствие и уважение к чувствам маленького человека. И воплощена она безошибочно точно и… тонко. Поэтому весь зал на 300 разновозрастных детей с энтузиазмом бросается танцевать на местах, как гости на вечеринке у Цацики. Он же предупредил маму, что позвал всех…

Другой рекордсмен по мощному заряду детской реакции — «Снарк», который как независимый театр не может позволить себе дорогих декораций, массовки, оркестра, но фантазии и изобретательности его лидера Юрия Алесина может позавидовать любой «упакованный» гостеатр. Вот, скажем, «Анна-Лиза и медведь» (по рассказу шведа Яльмера Бергмана) — название говорит само за себя: почти что наша «Маша и медведь». Только здесь девочка Анна-Лиза по склонности к чревоугодию (не гурманству) — ближайшая родственница Гаргантюа с Пантагрюэлем вместе. Ничего духовного: Анне-Лизе, круглоликой куколке, лишь бы пожрать: в молодой растущий организм летят сосиски, бутерброды, пирожные… Не девочка, а фабрика по переработке продуктов. Но маленькая обжора боится медведя — страшного и ужасного, которым ее пугает мама. Но дело в том, что тот, кто страшен в воображении, окажется милягой и деликатным другом. Такая вот поучительная история сделана в жанре микромюзикла, где все такое ма-а-аленькое — смешные куколки, декорация в виде черной рамы, она же — рампа с огнями, как и положено музыкальному шоу. И два артиста: один, за клавишами, отвечает за музыку и песни, его партнерша (Мария Маркова) — за все куклы и предметы, воплощающие остроумную по тексту историю без поучений.

Другой спектакль, представленный «Снарком», — образец, как детям рассказать, что такое современное искусство, и объяснить, чем сюрреализм отличается от прочих «измов». О сложном — умно, доходчиво и весело. На примере, как нарисовать простую ромашку, курс по «измам» зрители весело прошли с помощью гения эпохи Возрождения Леонардо Да Винчи, чей шедевр «Мона Лиза» «испортил» другой гений — Марсель Дюшан. К изображению цветка руку приложили Сальвадор Дали и даже король поп-арта Энди Уорхол.

Дети ворона. Фото: marshakfest.com

И совсем не до веселья было на спектакле «Дети ворона», в основе которого — одноименный роман Юлии Яковлевой: попытка рассказать детям о страшной странице истории, периоде сталинских репрессий, используя элементы фэнтези. За воплощение на сцене сложной задачи взялась отважная Екатерина Коробейник. Шурка семи лет и его сестра Катя ищут родителей, которых один за другим однажды увезли в неизвестном направлении черные вороны. Дети чудом не повторили судьбу других детей «врагов народа», но претерпели много. Спектакль имеет строго графический характер — в оформлении, световой партитуре, элементах театра теней. Анимация, которую использовала режиссер, — даже не черно/белая, а грязно-серо-черная, каким и было то время.

Судя по тому, как вначале многие школьники разговаривали, хихикали, углублялись в гаджеты, было понятно, что они «не врубаются» в тему, которая, безусловно, требовала объяснения перед спектаклем. Но, как ни странно, постепенно и решение спектакля, и игра актеров сделали свое дело: в маленьком зале наступила тишина, и далекая история становилась если не понятнее, то ближе и трогала до спазма в горле. К чести режиссера, стоит сказать, что спектакль не походил на урок истории с демонстрацией документальных кадров, портретов Сталина… В центре был человек — маленький человек, один на один со страшным миром взрослых.

Если кто-то и сомневался, а надо ли каникулы портить детям такой страшной темой (кое-кто из взрослых недовольно ворчал: «Лучше бы сказку показали!»), то бельгийский Foul Theatre своим спектаклем «Дарайа», нисколько не смущаясь возрастом аудитории, прямо ставит вопросы: «Если бы началась война, как бы я сопротивлялся? Что бы предпринял, чтобы сохранить в себе свободу и гуманность?»

«Маршак» завершится через несколько дней, и свои спектакли юным театралам покажут «Кукольный формат» из Питера, московские театры — РАМТ, «Творческое объединение 9», Театр сторителлинга — и местный ТЮЗ. Кстати, впервые за пять лет существования «Маршака» Воронежский ТЮЗ выступал не только со спектаклями, в том числе и премьерным, но и как организатор: именно ТЮЗу местный департамент культуры передал «Маршака», который прежде отлично делала команда Платоновского фестиваля. Но момент смены организатора — это игры взрослых. «Маршак», похоже, их выдержал, хотя без технических накладок не обошлось. В связи с этим не могла не спросить Варвару Коровину:

— Ты не испытываешь недовольство со стороны тех, кто прежде делал «Маршака»? Алексея Малобродского из-за дела «Седьмой студии» сняли с поста директора — он не сам ушел. Тут есть тонкий момент солидарности…

— Да, у фестиваля сложная судьба с кураторами, но не потому, что так заложено изначально, и они должны меняться, а получается, что через конфликтные пути, через местную власть, и это меня напрягает. И я все время думаю: «Если кому-то нужно, я отдам фестиваль». Но в прошлом году, когда я начала его делать, для меня было важно одно — чтобы он был очень хорошего качества. И я повторяю: не моя идея делать фестиваль — все идеи, каким он должен быть, еще пять лет назад заложил Михаил Бычков. Так что на авторство его я не претендую.

Читайте материал: Мединский рассказал о требовании запретить "Джокера" и отказался поддерживать фильм

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах