«У нас нет времени лечить, мы только обнаруживаем симптомы болезни»
Так Давид Гутман, один из создателей Театра, определил задачу молодых сатириков. Тогда же возник и особый жанр — обозрение. Это цепочка эпизодов, прерываемая танцами, интермедиями, куплетами на драматургической канве. Пусть они не поднимали больших политических вопросов, но даже в миниатюрном масштабе были злободневны и привлекательны своей новизной.
Война войной, а спектакли по расписанию
С самого начала Великой Отечественной театр стал «мобилизованным и призванным». 23 июня 1941 г. Пленум ЦК профсоюзов работников принял обращение «Ко всем творческим работникам» и отправил артистов в обслуживание частей армии и военно-морского флота. В первые месяцы войны часть актеров Сатиры, среди которых Валентина Токарская, Рафаил Хододов, Рафаил Корф, Яков Рудин, поехала с бригадой московских актеров №13 в 16-ю армию Рокоссовского. Выступали в лесу, на импровизированных сценах. Когда бригада попала в окружение, Корф и Рудин погибли. Токарская и Холодов долго скитались по лесам, но были вынуждены регистрироваться на оккупированной территории, чтобы создать новую концертную бригаду. Отступающие немцы увезли актеров с собой в Германию, где они выступали перед русскими военнопленными.
Один дом хорошо, а шесть — лучше
За свою многолетнюю историю Театр сатиры переезжал 6 раз. Зародился в подвале Дома Нирнзее, затем открыл свой 1-й филиал на Спартаковской улице, в помещении крошечного театрика, ранее названного «Скворечник». В 30-е годы театр расстался с подвальчиком в Б.Гнездниковском и переехал на Садово-Триумфальную. Там прошел еще десяток лет, пока сатирики не перебрались в театр на Малой Бронной. В 1963 году труппа покинула и его и временно разместилась в помещении, где сегодня находится театр «Ромэн». А уже в 1964 году окончательно обосновалась в соседнем от Концертного зала Чайковского здании.
«Цирк уехал, но клоуны остались»
В 1911 году в знаменитом здании на нынешней площади Маяковского располагался цирк братьев Никитиных. Потом, когда его закрыли из-за нехватки еды для питомцев, сюда въехал Московский мюзик-холл, потом Театр оперетты. В 1964 году здание отреставрировали и отдали Сатире, а единственное «наследство» цирка купол сохранился до нынешнего дня.
Привлекательная запрещенка
Долгие годы Театр сатиры считался рекордсменом по запрещенным спектаклям. Конная милиция не раз «охраняла» вход в театр. Впервые это произошло в 1936 г., после первого просмотра комедии М.Булгакова «Иван Васильевич». Запрещали спектакли самого Плучека, «Доходное место» Марка Захарова, «Недоросля», поставленного А.А.Ширвиндтом. Это вызывало ажиотаж вокруг театра, и в середине 70-х Сатира стала самым труднодоступным в Москве.
Предвестник рока
Задолго до трагической истории в Риге Андрей Миронов играл в Театре сатиры спектакль «Проделки Скапена». Он так разогнался, что пролетел через всю сцену и рухнул в оркестр. Причем попал ногой в большой барабан и пробил его. За кулисами замерли и приготовились звонить в «скорую». Однако музыканты подняли темпераментного артиста на сцену целым и невредимым, правда, в абсолютно драных чулках. Миронова встретили громом аплодисментов. Счастливый и слегка помятый, он не знал, что в 1987-м в Театре оперы и балета сыграет свой последний в жизни спектакль — «Женитьбу Фигаро».
Незаменимые есть
В 1987 г. ушли из жизни Анатолий Папанов и Андрей Миронов. Из репертуара пришлось убрать тринадцать спектаклей.
Полувековой Карлсон
Спектакль «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» может по праву занимать одну из верхних строчек в списке постановок-долгожителей. Спартак Мишулин поставил его еще в 1968 году, и до сегодняшнего дня он не сходит со сцены Театра сатиры, став символом детского репертуара и одной из самых старых детских постановок в стране.
Почти вековой, но молодой
В 2012 году Театр сатиры наряду с «Современником», театром Маяковского и музыкальным театром имени Станиславского принял участие в проекте «Золотая коллекция спектаклей» — записи постановок выкладывали на YouTube-канал. Спустя три года Сатира была признана одним из самых посещаемых московских театров: залы заполнялись почти на 90%, количество зрителей превысило 2,5 миллиона.