1974 год. «Легенда о Тиле» Геннадия Гладкова. Абсолютная сенсация! Ничего подобного никогда не видела московская публика. Люди, буквально сходили с ума от юного Николая Караченцова в роли бунтаря Тиля Уленшпигеля. Изумленные зрители видели на сцене протест – но какой-то по советским меркам, не привычный. Однажды при попытке прорваться на спектакль толпа … снесла входную дверь театра.
Через два года – «Звезда и смерть Хоакина Мурьетты» Алексея Рыбникова. И это уже даже не мюзикл, а – о ужас!!! – рок-опера. Снова герой – социопат, маргинал. На этот раз – просто бандит. В этом спектакле Марк Захаров реализовал совершенно новые режиссерские принципы, не похожие ни на драматические, ни тем более, на опереточные: он ставит рок-альбом, где каждая сцена, практически, становится театральным клипом. Забавно, что его за это хвалили. Вот выдержка из рецензии: «Музыка и пение точно подкрепляются режиссёром картинами американского образа жизни, сыгранного сатирично», - так писала после премьеры газета «Ленинская смена» в 1976 году.
Спектакль шел 17 сезонов, был сыгран более 1000 раз.
1978 год – «Обыкновенное чудо». Это телефильм, но Захаров снимает его как театральную постановку. Музыкальные номера, созданные Геннадием Гладковым, опять становятся клипами, причем не кинематографическими, а именно театральными. Ну, например, знаменитая «Крылышками бяк-бяк-бяк» - это прекрасно можно сыграть на сцене. А дуэт Эмиля и Эмилии? Если бы мы жили в стране, где мюзикл – титульный жанр (в Америке, к примеру), то, конечно, образы, созданные Захаровым были бы уже мемами и перекочевали на Бродвей (если бы он у нас был). И образ Волшебника-Янковского в незабываемом халате был бы узнаваем так же, как узнаваем Призрак Оперы.
А в 1981 году случается нечто совсем особенное. Марк Захаров ставит «Юнону и Авось» Алексея Рыбникова, где совершает настоящую революцию в музыкальной режиссуре.
Это снова рок-опера, но – уже с чисто русским сюжетом. Здесь звучат православные молитвы в роковой аранжировке. На сцене – настоящая рок-группа. В сюжете – секс с несовершеннолетней. А каков экстатический финал – «Аллилуйя любви»!!! Надо ли говорить, что спектакль этот до сих поре в репертуаре. Ровно в той версии, в какой Марк Анатольевич придумал этот спектакль почти 40 лет назад. И это беспрецедентный факт в истории российского музыкального театра. Марк Анатольевич, вам – Аллилуйя!