Любое серьезное детское мероприятие невозможно без взрослых. Однако лишь те, в чьем сердце еще живет ребенок, способны сделать его понятным и запоминающимся для самой неподкупной детской аудитории. Так что открывают «Гаврош» именно правильные взрослые.
Александр Олешко как член попечительского совета краток и убедителен. Процитировав польского писателя Станислава Ежи Леца: «Некоторые люди забывают расписаться в списке присутствующих на земле», добавляет, что создатели «Гавроша» уже сделали это. Ведущая актриса «Современника» Ольга Дроздова (тоже входит в совет) впервые пришла на открытие фестиваля без сына Елисея. Дело в том, что Елисей Певцов теперь кадет, и ему не дали увольнительную.
— «Гаврош» — прекрасный праздник, — говорит актриса. — Он вне санкций, потому что делает правильное дело для тех, кто завтра станет взрослым и будет решать судьбу мира.
От голландской стороны здесь советник по культуре Янет Веррейзер и Анья Кранс, представитель Фонда исполнительских искусств Нидерландов, приехавшая на открытие фестиваля прямо из аэропорта.
Голландия уже не в первый раз становится гостем «Гавроша». Еще 6 лет назад лучшие постановки больших и маленьких, центральных и площадных театров радовали гостей столицы. Но разве этого достаточно?
— Пора! — говорит арт-директор фестиваля Тереза Дурова. — Еще в 2012 году в амстердамском театре «Кракелинг» мы увидели надпись на плакате: «Здесь учат мечтать». «О! Такой театр нам нравится», — подумали мы тогда и взялись за подготовку первого сезона. Но мы показали не всю Голландию. На этот раз режиссеры и актеры покажут не просто работы с невероятной внутренней свободой, музыкальностью и игрой воображения. Большинство из них — без слов!
Впрочем, официальная часть, которая по завещанию классика должна быть краткой, чтобы родниться с талантом, быстро уступает место практической. И сразу три театра на разных площадках «Театриума на Серпуховке» начинают свою работу.
Нас снова просят выйти на улицу. Но зачем? Холодно же… «Вы увидите чудо!» — заговорщически перешептываются организаторы. Это самое чудо, а именно небольшой круглый ярко-белый с красным шатер, стоит в аккурат у служебного входа театра и манит к себе. Пока телевизионные операторы спускали свои треноги с лестницы, за входную ширму то и дело просовывались любопытные головы прохожих.
Внутри кромешная темнота и достаточно тесно. Все место занимает подвешенный к куполу куб размером примерно 2х2 метра. Естественно, мы все пытаемся заглянуть туда, но получаем резкое предупреждение: «Будьте осторожны: предметы будут падать снизу вверх!» Остается только принять правила голландской игры.
«Глубоко-глубоко» идет всего 10 минут. Но за это время Дан Матхот, создатель, режиссер и исполнитель спектакля, превращает действие в иллюзию. Причем не только оптическую, но и философскую. Темная материя на полу скрывает зеркало. И теперь оно создает эффект глубокой ямы, в которой оказывается герой. Всего в каких-то десяти сантиметрах от зрителя Дан пытается найти выход (даже пишет это слово по-русски на листе бумаги). Но, похоже, окружающая его среда имеет на то свои планы.
К слову, меньше чем за 10 минут мы все оказались заворожены настолько, что у одного фотографа даже камера из рук выпала (благо висела на шейном ремне). «That’s all», — улыбается нам Дан, а мы даже не сразу реагируем, что аплодировать надо. И это среди зрителей были одни взрослые, повидавшие уже всякого, а что будет с детьми? Кстати, спектакль стоит с маркировкой 6+.
Закончив с абстрактным, нас приглашают стать частью абсолютно конкретной и более того реальной истории. Она о маленьком чернокожем мальчике, который в пятилетнем возрасте впервые столкнулся с непринятием другими его цвета кожи. Позже борьба за равенство станет смыслом его жизни, а сам Мартин Лютер Кинг — иконой в глазах многих поколений. Нынешнее поколение москвичей все меньше знает о том, кем был этот человек и чего добился.
— Вы знаете, кто такой Мартин Лютер Кинг? — спрашиваю у группы девочек в фойе.
— Мы только Мартина Лютера в школе проходили, — отвечает мне бойкая семиклассница с короткой стрижкой. — А про Кинга мне папа рассказывал. Сейчас трудно представить, что черные и белые даже есть вместе не могли.
Именно этим спектаклем открывается большая программа «Гавроша». К слову, «Мартин Лютер Кинг» режиссера Йоргена Чон А Фонда накануне поездки получил первую премию среди детских голландских театров.
В то же время начинается музыкальное путешествие в невиданную страну «Музыки из-под лестницы» театра из города Гронинген. В одном доме живут абсолютно разные люди и животные: суровый бизнесмен высиживает гигантское яйцо, одинокая бабушка пишет кому-то письма, огромный глаз следит за происходящим на улице. И все это происходит абсолютно без слов, под волшебные звуки, которые на глазах у зрителей создает одинокий музыкант.
Дети, которые реагируют не только на громкие звуки или внезапные падения. Они понимают глубокую поэзию спектакля и щемящие темы.
— Мама, а папа вернется к зайчатам? — громко спрашивает юный зритель по ходу спектакля.
Мама только шикает на смекалистого ребенка, а ему и не нужен ответ.
— Он вернулся, мама, вернулся! У них снова будет семья, — торжествующе восклицает мальчик.