Небывалые дожди со шквалистым ветром вызвали у большинства рок-фанов только прилив адреналина и азарт. Тысячи любителей русского рока и метеорологического экстрима рванули из Москвы, Санкт-Петербурга и Ярославля с палатками и зонтами под мышкой навстречу приключениям. Однако кроме казуса с погодой поджидала еще одна неприятность: накануне у Юрия Шевчука умерла мама Фания Акрамовна Гареева-Шевчук, на 95-м году жизни. В поисках замены ДДТ, хедлайнера мероприятия, организаторы связались с другой легендарной уроженкой Уфы — Земфирой Рамазановой. Певица объяснила, что была бы рада помочь, но, увы, находится в Париже. Она была взволнована и опечалена грустным известием, попросила дать ей координаты Шевчука, чтобы выразить свои соболезнования.
В результате вместо ДДТ в финале повторно выступили хедлайнеры первого дня — Dolphin и Shortparis. Это было оправданно, так как, по мнению большинства критиков, именно эти две творческие единицы отыграли на опен-эйре самые сильные сеты, так что публика была только рада увидеть и послушать любимцев еще раз. Один из идеологов ивента, гуру отечественной рок-критики Артемий Троицкий даже отметил, что воскресный сет Дельфина стал лучшим выступлением, которое он видел за всю жизнь.
Дельфин вышел на сцену в ретро-очках, придавших ему неожиданный «шестидесятнический» вид: «Вознесенский бы дико завидовал!» — иронизировал Троицкий. Мастер хип-хопа и рок-электроники продемонстрировал великолепную форму. Исполнялась программа последнего альбома «442». Артист вышел с гитаристом и барабанщиком — втроем они и записывали этот великолепный, но мрачный альбом со злыми текстами. Пропитанный тяжелой энергетикой, сет Дельфина, может быть, кого-то и «загрузил», но большинство людей стояли буквально разинув рты — настолько звучало мощно и ошеломляюще.
«Изюминкой» стала группа Shortparis, мастера «авант-поп-нуара», о которых недавно подробно рассказывал MegaБит, семь лет назад переехавшие в Санкт-Петербург из родного Новокузнецка. Завораживающая сценическая пластика мегахаризматичного солиста Николая Комягина и его готический вокал вместе с шаманскими пассажами высоченного барабанщика Данилы Холодкова ввергли народные массы в состояние транса. Финальная композиция «Новокузнецк», казалось, воплотила в себе все страхи и ужасы мировой истории, сыгранные на активном минорном электрозвуке.
«Shortparis — первая из российских групп, из тех, что я видел за 40 лет, которая может выйти на мировой уровень, — уже без шуток приценился Троицкий. — Очень мощная команда, и при этом безупречно сделанный продукт. The Prodigy по сравнению с ними — унылые телепузики».
Еще одной удачной находкой стал реюнион замечательной русско-армянской группы Дети Picasso. Сестра и брат Арутюняны уже давно переехали на ПМЖ в Будапешт, о чем хорошо известно читателям MegaБита, но сейчас решили порадовать россиян новой программой. И этот фокус удался! Гаянэ и Карен со товарищи с блеском исполнили программу армянских полуэтнических песен с декадентским уклоном в постпанк-готических аранжировках. Со стороны Гаянэ все сильнее напоминает раннюю Агузарову — и внешне, и вокальными экзерсисами.
Довольно необычно смотрелось выступление Пелагеи. Собравшиеся в пресс-центре матерые рок-эксперты вспоминали, что еще в конце прошлого века она выступала как поющая девочка-вундеркинд. Но часто подобные дети, повзрослев, теряют львиную долю своего обаяния. Пелагея же, наоборот, представ на сцене взрослой женщиной, как бы заново и очень уверенно обрела себя на новом уровне. Ее сет выглядел весьма неожиданно и даже вызывал легкий когнитивный диссонанс: программа состояла из фолковых песен, а сама Пелагея и участники ее группы рубились в экстазе не меньшем, чем какие-нибудь Guano Apes.
Noize MC был как всегда актуален, изюминкой его сета стал супертрек «Иордан» — о примирении израильтян и палестинцев в их конфликте, но в контексте разворачивавшегося параллельно драматического противостояния властей и протестующих людей в Москве приобретал особенную пронзительность очевидной аллюзией. Прозвучали также программный хит Make Some Noise, ударные номера «Бассейн», «Вселенная бесконечна» и прошлогодний шедевр «В темноте». Кроме того, Иван Алексеев много фристайлил на темы актуальной политической повестки, но делал это достаточно корректно. Завершила его сет акустическая композиция «Выдыхай».
Весьма уверенно выступили маститые Tequilajazzz, Zdob si Zdub, «Кирпичи», Найк Борзов. Billy’s Band неожиданно порадовали включением в свою обычную «томвэйтсовскую» музыку терменвокса, звучавшего в эффектном регистре. Звук на фестивале вообще был просто шикарный, всем другим рок-форумам на зависть…
В отсутствие ДДТ главным хедлайнером, венчавшим все музыкальное действо, стал «Сплин». Наверное, эстетам и рок-специалистам хотелось бы услышать побольше новых вещей и материал последнего альбома… Но Александр Васильев справедливо решил, что люди уже наслушались самой разной музыки и в финале хотят рубиться под проверенные хиты: «Выхода нет», «Остаемся зимовать», «Новых людей», «Романс», «Линию жизни»… Окончательно воцарилась абсолютная «атмосфера мира и любви», которой так славился уже упоминавшийся выше легендарный Вудстокский фестиваль.
К слову, недавно стало известно, что в США отменен юбилейный фест «Вудсток 50»: организаторы поссорились со спонсорами. Может быть, дух Вудстока не смог с этим смириться и перенесся на русское поле? По-видимому, неслучайно на финальной пресс-конференции организаторы объявили, что планируют сделать фестиваль ежегодным.