Борис Гуц, хорошо известный по фильму «Фагот», снятому на айфон, представил новую картину «Смерть нам к лицу», тоже снятую на мобильный телефон. Его готовы были обвинить в хайпе за то, что нагло заговорил о смерти, а в итоге сочувственно обнимали едва ли не со словами «спасибо, что живой». Фильм о том, как заболевает молодая девушка, и нет конца шуткам на эту тему. Поначалу они кажутся отвратительными, особенно когда в кадре совсем еще молодые люди разве что не поют: «Мы сварили в тазике наши метастазики». Но игру в смерть по ходу дела принимаешь, к тому же оказывается, что никакая это не игра и юная героиня действительно больна раком и готовит собственные похороны. Актриса Саша Быстржицкая не считает героев одноклеточными: «Моя героиня подходит к смерти адекватно. Она придуривается перед мужем, что веселая, но на самом деле плачет. Делает все, чтобы он справился с ее смертью».
Режиссер произнес со сцены слова о том, что он еще жив. Но зритель не воспринял их всерьез, но потом выяснится, что все это не ради хайпа. «Четыре года назад я пережил клиническую смерть. Потом мне сказали, что осталось совсем немного жить. Но вот прошло четыре с половиной года, а я живу. И это первое кино, которое я снимал не за свой счет», — рассказал нам Борис Гуц. За высокими бюджетами он и не гонится. Пяти человек вполне хватает для качественной работы, а без подносящих кофе и лижущих зад можно обойтись: «Когда люди получают миллион — это дополнительное препятствие и соблазн скоммуниздить. Если бы я искал путь хайпа, то указал бы в титрах, что 300 тысяч человек ежегодно умирают у нас от рака. Какой же это хеппи-энд? «Фагот» был не о любви, а этот фильм — не о раке, а об отношении людей к этому. Фильм полудокументальный, половина его диалогов подслушана». Где можно будет посмотреть фильм? Режиссер готов к тому, что люди смогут его увидеть, сидя на унитазе.
Начинающий продюсер Владимир Поздняков из Каталонии, участвующий в фестивале с фильм «Педральта», поддержал Бориса Гуца. Россия, по его словам, находится на 126-м месте по смертности. Сам Поздняков занимается в Испании превентивной медициной и ранней диагностикой. Его сестра умерла от рака. Тем не менее он считает: «Когда у человека есть мечта, он может все изменить». В любом случае такие фильмы, как «Смерть нам к лицу», — не просто живое и смелое кино, оно еще вселяет надежду, что бескомпромиссное российское кино есть, не захлебнулось в псевдопатриотизме и жажде денег любой ценой.
Актер Ян Цапник представлял в Выборге сразу три фильма. «За год я снялся в 18 картинах. Только что сыграл Меньшикова вместе с Максимом Авериным, сыгравшим Петра I в проекте Джаника Файзиева. Работаю у Домогарова в «Пальме». Я люблю играть. Какая разница, что? Главное, чтобы сценарий был хороший. Нельзя родиться для одной роли и играть только Гамлета. Надо играть все. Это мой опыт выживания. Мне нравится кино, которое делает людей умнее. Чтобы они задумывались, а не просто тупо ржали», — рассказал едва ли не самый эффективный и востребованный сегодня актер. Среди фильмов, которые он представлял, — многострадальный «Элефант» без указания авторства. В титрах так и написано: режиссер и автор сценария имя указывать отказался. В контексте выбранной стилистики это воспринимается как игра. Кто-то из неискушенных зрителей даже подумал, что это актер и продюсер картины Алексей Гуськов таким образом скрывает свое имя… из-за стеснительности. Но в профессиональной среде известно, что неизвестный режиссер — Алексей Красовский, известный по «Коллектору» с Константином Хабенским и «Празднику», на который собирали средства всем миром, а потом смотрели где угодно, но только не в кинотеатрах, и возмущались тем, что над блокадой режиссер поиздевался, сняв комедию. По словам продюсера Гуськова, хронометраж продюсерской версии «Элефанта» составляет 1 час 19 минут, а авторской, режиссерской, — 1 час 22 минуты. Нам показали две сцены, изъятые продюсерами Гуськовым и Сельяновым из финальной версии картины. Но они погоды не делают: что есть, что нет. В одной из изъятых сцен к главному герою — детскому писателю Шубину — на набережной Петербурга подходит рыбак и говорит: «Мне очень нужно в туалет». Кому-то кажется, что «обиженный режиссер» и «нехорошие продюсеры», а они всегда такие, когда речь идет о попрании интересов творца, намеренно устроили кипеж, чтобы привлечь внимание. Но это не хайп, а тяжелая для всех история, в которой победителей нет. Продюсер Сергей Сельянов эмоционально говорил о взаимоотношениях продюсера и режиссера, вспоминал Киру Муратову, которая, по его словам, не нуждалась в продюсерах, но она и не наносила им ущерб. Она не говорила, что ей нужно еще 20 смен, была организованной, но повлиять на нее было трудно.
Первые две сцены продюсеры из «Элефанта» убрали. И режиссер сделал свой ход, сняв имя. «Мне что, тоже снять свою фамилию и указать, что играл Сергей Птицын? Как мне быть на седьмом десятке? Скажут, что сошел с ума на старости лет. У нас был такой диалог с режиссером, но ни к чему мы не пришли, — рассказал Алексей Гуськов, который места себе не находит из-за неприятной ситуации с «Элефантом». — Картина сделана режиссером. Это его фильм, не наш. Но сделан он в более чистой и корректной продюсерской версии. Никакого контакта начиная с августа у нас не случалось. Мы пошли на то, что увеличили срок производства на шесть месяцев и позволили сделать режиссерскую версию. Отправили две версии — продюсерскую и режиссерскую — экспертам. Мы получили письмо от режиссера, в котором он просил не указывать его в титрах. По совету юриста мы написали так, как он указал». Сергей Сельянов продолжил тему: «Наши имена там тоже есть. Очень хорошо играют основные актеры. Очень плохо играют все актеры второго плана, эпизодники. Это какой-то капустник, это недопустимо. Мне было несложно снять свою фамилию. Но главное — картина, а не мы и не он». Потом спор вспыхнул из-за заявления актерского агента, правда, не имевшего отношения к «Элефанту». Стали рассуждать об ответственности и ее отсутствии в этой кинопрофессии. Разговор перешел на повышенные тона, осталось только замахнуться друг на друга. И тут в спор вступил член жюри игрового конкурса, драматург и режиссер Андрей Максимов, указавший на то, что негоже высокомерно разговаривать человеку, чувствующему принадлежность к большой песочнице, с тем, кто копается в маленькой. В общем, кинематографисты поговорили, но ситуацию это не исправило. Настоящего кино почти нет. Какие-то бледные тени подлинного.
Документалист Аскольд Куров, представляя картину «Новая» о наших коллегах, признался, что, приступая к работе, испытал страх перед незнакомой ему редакционной жизнью. Ведь правда же, что может быть интересного на экране, когда люди сидят, уткнувшись в компьютеры. Но новая жизнь в итоге увлекла, поскольку для его героев-журналистов это даже не работа, а дом, семья. Аскольд рассказал «МК» о том, как месяц назад ездил к отбывающему наказание кинорежиссеру Олегу Сенцову вместе с его адвокатом, у которого была плановая поездка. Олегу полагаются четыре краткосрочных свидания в год по четыре часа с любым человеком. Аскольд снимал о нем фильм «Процесс», премьера которого состоялась на Берлинале. Теперь он работает над новым фильмом. По словам Аскольда, Олег Сенцов восстановился после голодовки, пишет сценарии. И хотя Зеленский говорил с Путиным о его освобождении, шансов на освобождение почти нет. В благоприятный исход можно поверить только тогда, когда Сенцов приземлится в Киеве.