Неожиданный подход заключался в том, что Илер попросил ведущих артистов театра подумать над тем, чтобы они сами хотели подготовить. По их «заявкам», собственно, и составил программу двухактного гала-концерта, которая открылась тем не менее мировой премьерой. Балет «Bloom» на музыку Антонина Дворжака поставил артист кордебалета театра Максим Севагин, который в этом сезоне уже представлял свою работу — балет «Просвещение» на музыку Прокофьева — в рамках ежегодной лабораторной мастерской театра «Точка пересечения».
22-летний хореограф ставит балеты со школьной скамьи. Он выбирает для своих балетов преимущественно классическую музыку, а хореографию создает в стиле бессюжетной неоклассики, явно вдохновляясь сочинениями балетного гения XX века Джорджа Баланчина. На фоне бледно-розового задника девять пар, составленных из девочек, одетых в розовые платьица, и мальчиков с обнаженным торсом и в розовых брючках с высоким поясом, доходившим до груди, в дуэтах, трио, ансамблях плели замысловатые хореографические гирлянды, изумляя сложными и оригинальными поддержками, интересными комбинациями движений, связок, ансамблевых перестроений. Севагин показал в своем балете и чувство стиля, и музыкальность, и свободное, образное хореографическое мышление. Артисты, а в балете заняты такие яркие индивидуальности труппы, как Ирина Захарова, Наталья Клейменова, Анна Окунева, Елена Соломянко, Ольга Сизых, Леонид Леонтьев, Евгений Жуков, Марат Нафиков, Александр Селезнев, Иннокентий Юлдашев, станцевали с мастерством и настроением, большой заинтересованностью в новой работе своего коллеги. Эту заинтересованность и желание артистов работать можно понять, поскольку молодой хореограф ставит на них и для них, исходя из особенностей их дарования и возможностей их тел.
Вообще, многие солисты этой труппы в гала-концерте просто преобразились, а некоторые продемонстрировали не свойственный им ранее темперамент и актерскую отдачу. Так, звезда труппы Наталья Сомова просто расцвела и зажглась в объятиях своего партнера Мэтью Голдинга, экс-премьера английского Королевского балета. Самозабвенный дуэт этих артистов из 2-й картины первого акта балета «Манон» был наполнен страстью и чувственностью, темпераментом и огнем желания и продемонстрировал большую палитру актерских красок в арсенале этих исполнителей.
Па-де-де из балета «Раймонда» в исполнении звезд театра — супружеской пары Эрики Микиртичевой и ее красавца-мужа Дениса Дмитриева в который раз показало их незаурядный технический и актерский потенциал и присущее этой паре актерское взаимопонимание. В партии Раймонды Эрика по-королевски царила на сцене, а Денис смотрелся безупречным рыцарем-паладином своей энергичной и властной дамы сердца. Этот балет не входит в репертуар театра, а жаль, потому что исполнительские нюансы, которые акцентировали в своем танце артисты, говорили о понимании и соблюдении ими чувства стиля, который здесь важно почувствовать. Стиль этот шлифовали педагоги артистов Татьяна Чернобровкина и Георги Смилевски-старший. Явно чувствовалась в этой работе и мастерская рука заведующей балетной труппой Большого театра Галины Степаненко, незабываемой исполнительницы этой партии. Уж не знаю, помогала ли она Эрике в работе над «Раймондой», но манеры звезды Большого театра в танце Микиртичевой проскальзывали.
Изголодавшиеся по классике танцовщики театра в этот вечер явно оторвались. Фрагментов из классических балетов XIX века на гала было показано немало. Это и большое классическое па из балета «Пахита», с шиком станцованное Оксаной Кардаш и Дмитрием Соболевским в заключение вечера, и па-де-де Дианы и Актеона из «Эсмеральды» в хореографии Агриппины Вагановой и Мариуса Петипа, в котором поражал воображение своими незаурядными техническими наворотами и бешенной энергетикой темпераментный темнокожий премьер Вашингтонского балета Бруклин Мак, еще одна международная звезда, выступавшая в этот вечер.
Презентовали на гала-концерте и главную балетную премьеру Стасика следующего сезона — «Дон Кихота» в хореографии Рудольфа Нуреева. Предъявленное «Фанданго» из этого балета свидетельствовало о том, что нас ждет хореография ироничная, не слишком почтительная к первоисточникам, но оригинальная и занимательная.
Еще одним подарком гала-концерта стало возвращение на сцену этого театра балета Начо Дуато Na Floresta («В лесу»). Точнее, не самого балета, а трио из него, пластично и образно исполненного Валерией Мухановой, Денисом Дмитриевым и Сергеем Мануйловым.
Не оторвать глаз на вечере было и от красивейших длинных ног и стоп Ксении Шевцовой, облаченной в мини-купальник Антони Клаве, созданный на Зизи Жанмер, и вышедшей с сигаретой в зубах. Собственно, сравнения с прославленной французской балериной в дуэте из балета «Кармен», поставленном специально на неё в 1949 году Роланом Пети, было не избежать. Шевцова очень походила на легенду французского балета и внешне, и манерами, по тому, как истово соблазняла своего Хосе, в партии которого вышел итальянский танцовщик Микеле Сатриано. Дуэт достиг кульминации в заключительном эпизоде, показывающем момент соития, когда балерина улеглась на чресла своего партнера и в экстазе вытянула вверх ноги. Шевцова протанцевала свою партию, наполняя ее поразительной искренностью, словно живя в образе, впечатлила проработкой мельчайших психологических деталей и накалом чувств.
В отличие от балета «Пер Гюнт», показанного на недавних гастролях в Большом театре труппой из Марибора, которой руководит Эдвард Клюг, по-настоящему остро и современно прозвучала в гала-концерте хореография этого балетмейстера в дуэте из балета «Радио энд Джульетта». Сказочный по красоте дуэт из этого балета (хотя сам балет когда-то разочаровал), несомненно, лучшее творение хореографа. Оксана Кардаш и Иван Михалев исполнили его не только ни в чем не уступая предыдущим исполнителям Денису и Анастасии Матвиенко, заработавшим благодаря этому номеру Гран-при и «золото» на Московском международном конкурсе, но внося личное прочувствованное и почувствованное непосредственно этими артистами содержание. И публика это оценила: именно этот номер имел сумасшедший успех.
Личностное и сексуальное наполнение продемонстрировали в адажио из балета «Татьяна» Джона Ноймайера Диана Вишнева со своим партнером Дмитрием Соболевским. Отношения Татьяны и Онегина трактуются хореографом Джоном Ноймайером и артистами крайне оригинально. Присущий Диане темперамент и сексуальность не позволили этой балерине с мировым именем создать привычный пушкинский образ девичьей чистоты и целомудренности. Татьяна Вишневой глубоко индивидуальна, незаурядна и, конечно, далеко уходит от трактовки образа, предлагаемого другими балеринами. Новое прочтение пушкинского образа говорит о Диане не только как об ищущей балерине, но и выдающейся артистке, умеющей наделять своих героинь лица необщим выраженьем.