Дмитрий Бертман посвятил Георгу Отсу удивительный спектакль — уникальный по жанру, мастерски исполненный певцами и оркестром театра и эстонскими артистами, проникнутый уважением к певцу, но при этом довольно откровенный. Приоткрыть завесу тайны над «человеком в маске», как нередко называли Георга Отса, — такова была задача создателей спектакля. И эстонская публика это приняла: овации в финале тому подтверждение. Идея создания оперного спектакля о Георге Отсе принадлежит продюсеру фестиваля «Оперные дни в Сааремаа» Юри Лейтену, музыканту, выпускнику Ленинградской консерватории, трубачу, игравшему, пожалуй, во всех эстонских оркестрах и оперном театре, сделавшему яркую сольную карьеру. Ныне Юри — успешный продюсер, которого не зря называют «эстонским Дягилевым».
Юри Лейтен:
— Для меня Георг Отс — знаковая фигура. Прежде всего как музыкант. С консерваторских времен я запомнил слова моего профессора о роли звуковедения в музыкальном исполнительстве. Это магическое понятие. Георг Отс владел этим в совершенстве. Эстония — очень маленькая страна. Личности масштаба Отса единичны. И это наша цель — не растерять память о нем, рассказать о его жизни, очень непростой, несмотря на то что он был признан: народный артист СССР, государственные премии… Ему была свойственна необыкновенная доброта, дружелюбие, мягкость, лиричность, проявлявшиеся в его уникальном голосе, который узнавали и узнают сразу… Что касается сюжета, подробностей личной жизни… Конечно, мы не узнаем всей правды. Он был человеком в маске. Попробуем ее чуть-чуть приоткрыть.
Публика начинает собираться. Вечерние платья, строгие костюмы, премьер, президент, местное руководство в полном составе… Все очень серьезно. А у меня, признаться, опасение: на репетиции слышала финальный номер спектакля — с детства запомнившееся исполнение Георгом Отсом песни «Солнечный круг»…. Как на это будут реагировать здесь?
Дмитрий Бертман апробировал новый жанр — пожалуй, назову его «оперный джукбокс-байопик». А если проще — мультижанровый спектакль-биография, в котором синтезировано все: разговорные диалоги и фрагменты классических опер, живое исполнение и фонограмма оригинальных записей певца, игровые, придуманные сцены с вымышленными персонажами и выступления реальных партнеров Отса в духе нон-фикшн. Все это объединено прекрасной музыкой: от Рубинштейна и Гершвина до Островского, от Верди и Чайковского до эстрадных эстонских песен. Казалось бы, эклектика — но нет. Личность героя, которому равно удавалось исполнение классической оперы и эстрадных песен, а еще мастерство эстонских и русских оперных артистов, столь же органичных в драме, сколь и в пении, соединили весь этот пестрый пазл, который изящно и динамично вел маэстро Валерий Кирьянов, в стройную и логичную музыкальную драматургию.
Самого Отса нет на сцене. Его образ раскрывают три придуманных сценаристом Мариной Скалкиной персонажа — Фанатка, Певец-биограф и Агент КГБ. Впрочем, придуманных ли? Фанатка, следующая за своим кумиром по жизни, отказавшаяся от замужества, буквально испытывающая оргазм от исполнения Отсом арии Риголетто (эстонская певица Хели Вескус делает это весьма провокационно) — разве не было таких? Да и по сей день есть. С такой дамой из Йошкар-Олы лично пришлось общаться арт-директору фестиваля режиссеру Арне Микку, много работавшему с Отсом. А фанатично преданный Отсу певец (Рене Соом)? Его тень, его «Левий Матвей», альтер эго, превративший свою жизнь в копию жизни своего кумира? И, наконец, приставленный к Отсу кагэбэшник (Алексей Исаев) — а как же без них? Особенно после того, как Отсом всерьез занялась канадская звезда Тереза Стратас, влюбившаяся в советского певца и решившая во что бы то ни стало вывезти его в Италию. История отношений Отса и Стратас (ее великолепно сыграла и спела Наталия Загоринская) — новый и, возможно шокирующий, нюанс биографии Мистера Х. Впрочем, все его женщины были очень красивы и весьма нетривиальны. Первая жена в годы войны сбежала с нацистским офицером. Вторая — Аста, цыганка, балерина (ее играет прима-балерина «Геликон-оперы» Ксения Лисанская), родившая Отсу двоих детей — тоже сбежала от него, не оставив в квартире ни одной вещи, включая вилки и ножи. И, наконец, третья — Илона (Майя Барковская), супермодель журнала «Силуэт», известная на весь Союз, самая красивая манекенщица Таллинского Дома моделей. Именно она была с Георгом до его последних дней.
Персонажи рассказывают о перипетиях судьбы этого красивого и талантливого человека, но более всего о нем рассказывает музыка. Оригинальные записи певца стыкуются с живым пением двух баритонов — эстонец Рене Соом и геликоновец Алексей Исаев. И здесь, конечно, нельзя не восхититься их вокалом, который, вовсе не соревнуясь с пением Отса, заставляет полностью подчиниться тем эмоциям, которые эти артисты вкладывают в свои образы.
Кульминационный момент — появление на сцене камео, реальной примадонны Ану Каал. Партнерша Отса, звезда эстонской оперы, выходит и своими словами говорит о своем партнере и друге. На ней то самое платье, в котором в конце 60 х годов она пела партию Джильды в невероятном спектакле «Риголетто», где блистал Отс. «Как видите, размер у меня не изменился», — шутит хрупкая актриса, изящная фигура которой совершенно не выдает ее преклонный возраст.
И вот — финал. На сцене все участники спектакля — солисты, хор. «Солнечный круг, небо вокруг — это рисунок мальчишки…» Голос Отса на эстонском языке поет песню, ставшую символом советской романтики. Зал затих. Затем — в припеве — послышались робкие хлопки в такт музыке. Постепенно хлопки становились все громче и ритмичнее. И… невероятно… Люди стали подпевать…
Дмитрий Бертман:
— В биографии Отса много трагического. И есть странные рифмы с таким же культовым баритоном наших дней — Дмитрием Хворостовским. У него был тот же диагноз — опухоль мозга. Оба они ушли из жизни в 55 лет. Когда Хворостовский решил спеть военные песни, он стал слушать записи Отса — советские песни в его исполнении. Последней партией в опере у Отса и Хворостовского был Жермон…
Спектакль «Мистер Георг Отс», конечно, переедет в Москву и станет первой премьерой нового сезона. В таком же виде, в каком он был показан в Эстонии: на двух языках, с участием эстонских артистов — в этом его особый смысл. А потом он, возможно, поедет в Финляндию, Швецию — в этих странах Отса обожали и помнят до сих пор. Солнечный круг Георга Отса не может замкнуться.