В пространстве выставки — полумрак, точечное освещение, окна задрапированы. Таковы требования к экспонированию хрупких акварелей. По словам главного хранителя музея Анны Кузнецовой, произведения искусства, созданные на бумаге, требуют соблюдения специальных требований к освещению и температурно-влажностным показателям.
Со стен смотрят портреты: графиня Зубова в светлом чепчике, неизвестная девушка в зеленом платье и даже жена Николая I, императрица Александра Федоровна. Зритель может оценить особую колористику акварельных портретов того времени. В центре зала — специальный графический стол, позволяющий рассмотреть красоту и изящество миниатюр.
Между тем начинается торжественное открытие выставки. Директор музея Ольга Журавлева поделилась своими мыслями о том, что представленная выставка — прекрасное продолжение московской традиции меценатства и собирательства. Главная цель выставки в тропининском музее — показать развитие редкого жанра под названием «акварельный портрет».
— Тема акварельного портрета очень значима и важна для музея Тропинина, поэтому приятно, что эта выставка открылась здесь. И очень приятно, что нас пригласили в ней участвовать, — признается Сергей Подстанинский, искусствовед и коллекционер. — Здесь есть работа Карла Брюллова, и это, по-моему, единственный художник, которого нет в собрании музея. Поэтому мы в некоторой степени ненадолго украсили стены музея его работой.
Подстаницкий также рассказал, что на выставке есть два портрета графа Ностица, которые прежде не экспонировались вместе. Как оказалось, графа рисовали художники Нечаев и Гау, работы расположены по соседству друг с другом. Только вот Ностиц запечатлен в разные периоды жизни: на первом граф совсем юный, практически ребенок, а на втором — уже офицер лейб-гвардии конного полка.
— Это не просто один из многочисленных офицеров: Ностиц — еще и замечательный фотохудожник, один из первых российских светописцев, посвятивший пропаганде фотоискусства в России значительную часть жизни, свободной от военной карьеры, — делится коллекционер. — И при том, что его собственные фотоработы хорошо известны, лицо графа, к сожалению, широкой публике и даже некоторым специалистам фотографии малознакомо. А здесь — уникальный случай, и можем посмотреть на него в историческом развитии, — заканчивает Сергей Подстаницкий.
В разговоре с корреспондентом «МК» Ольга Журавлева рассказала, что сотрудничество с Сергеем и Татьяной Подстаницкими существенно дополняет художественный материал из фондов музея:
— Акварельный портрет, созданный Карлом Брюлловым, — это жемчужина выставки. Ни одного акварельного портрета, ни одной работы маслом кисти Карла Брюллова в музее Тропинина не хранится. И это прекрасная возможность наряду с другими экспонатами представить публике и творчество замечательного мастера, — признается она.
Музей Тропинина поддерживает традицию партнерства с частными коллекционерами. И не только «Акварельный портрет» — прекрасный пример такого сотрудничества, но и действующая выставка «Джакомо Кваренги — архитектор императорского двора».