Прошла пара недель, и на рождественском фестивале LiveFest случилось явление. В финале последнего дня, посвященного молодым актуальным командам вроде Cygo, Matrang, Леши Свика, на сцену в полутьме вышел персонаж, совершенно не похожий на этих новомодных поп-героев, — девушка в костюме не то пылающего, кровоточащего ангела с красным нимбом над головой, не то бабочки, прилетевшей откуда-то с другой планеты. Тогда на сцене зрители впервые увидели проект ЯAVЬ, в котором артистка показала абсолютно другие грани себя и своей музыки.
Язык не поворачивается дать этой истории стандартное определение «сайд-проект». Лиза (как зовут певицу в миру) погружается в него с головой, вкладывая в композиции, создание атмосферы, в тексты и образы всю душу и силы. Вероятно, для нее самой эта история началась довольно долгое время назад, созревая внутри и обретая формы, для публики — с трех синглов. Первый — «Один в поле воин» — песня-исповедь, откровение и одновременно манифест с припевом: «Я буду гнуть свою линию, я среди масок лица найду, я буду верить в людей и мечту, всем сердцем верить. А у меня душа воина, и пускай я в поле одна, пока моя правда жива, я двигаюсь к цели, мама». Второй — «Вылечи мою любовь» — крик, призыв. На него было снято яркое, красочное, но тонкое, не слишком пестрое медитативное видео. Третий — «Ничего не говори мне» — получился хоть и более спокойным, но не менее эмоциональным, вызывающим самые противоречивые ощущения. Поразил поклонников и клип на композицию «Главной», в котором скульптуры, оживая, превращаются в каких-то инопланетных существ. Внутренняя логика сюжета напоминает то, как снимал свои фильмы Дэвид Линч, только Лиза выбирает другую палитру красок и поет: «Я буду главной на этой сцене, где любовь — главная ценность. Я буду главной на этой сцене, где правду ценят». Звучит как вызов, но не грубо и без лишней эксцентрики. В 2019 году вышла пластинка «Явь», в которой 11 треков, каждый со своим настроением и внутренней линией, сливаются как ручейки в одну бурную реку.
От очень многих современных исполнителей и авторов песен Елку всегда отличало то, что она никогда не стремилась показаться оригинальной ради оригинальности, просто в любом образе оставаясь собой — многосторонней, пусть немного странной, для кого-то чудаковатой героиней, которая одинаково органично может выглядеть как Пеппи Длинныйчулок, аристократическая дама времен «Великого Гэтсби», дива, похожая на Плаву Лагуну из «Пятого элемента», или, например, царица Клеопатра. Сочетание противоположностей проявилось не только в имидже. Творчески она пробовала и раскрывала саму себя, не стесняясь экспериментировать в самых разных направлениях: начав с r’n’b, хип-хопа и альтернативного рока, перешла к поп-музыке, однако не совсем той, какой ее принято воспринимать в России, со своим лицом и характером, смешением стилей, глубиной и разноплановостью. Тем не менее большая сцена не испугалась и приняла артистку с распростертыми объятиями, а она в свою очередь, не сдерживая себя, продолжила двигаться вперед опытным путем, оставаясь искренней с собой и аудиторией.
Любые попытки описать ЯAVЬ словами будут похожи на разговор слепого с глухонемым — это то, что нужно услышать и увидеть, испытать лично на себе. Условно и грубо это явление можно охарактеризовать сочетанием проникновенных текстов, выразительной визуальной составляющей с электронной музыкой разных направлений с преобладанием трип-хопа и дабстеповыми акцентами. Показав поклонникам впервые клип «Главной», Лиза написала в соцсетях о своем новом детище: «Я, как человек интуиции, очень многие вещи в своей жизни не могу обосновать. Просто есть внутренний посыл. И я впервые иду у него на поводу. Куда он меня приведет — я не знаю. Но тут не может быть никаких подкрепляющих фактов, их просто нет. Это совершенно иная грань меня. В этом есть та оголенная боль, которую я не могла себе позволить раньше. ЯАVЬ — нефть моей души. И для того, чтобы перешагнуть эту боль, мне надо ее спеть».
Иногда, когда артисты выворачивают душу наизнанку, хочется отвернуться от чувства неловкости и нарочитой натуралистичности, наблюдая неуклюжий душевный стриптиз, порой откровенно наигранный. Здесь — другой случай. Открываясь слушателям, певица импульсивна, но деликатна и все равно остается загадкой, увлекательной, недочитанной книгой. Для презентации проекта была выбрана идеальная площадка — мультимедийный купол, чем-то напоминающий планетарий, но более уютный и камерный. В нем расположены ряды кресел, сидя в которых легко запрокинуть голову и увидеть импровизированную небесную сферу. На нее на 360 градусов проецировался динамический видеоряд из самых невообразимых фигур, образов, планет, трансформирующихся изображений.
Вслед за голосом певицы, которая, вся в черном, осторожно села на край сцены, зрители отправились в аудиовизуальное путешествие по композициям ЯAVЬ. Силуэт главной героини едва освещался прожектором. Концерт превратился в запоминающееся, выразительное шоу, но совсем не похожее на те, которые публика привыкла видеть на сценах клубов или концертных залов. Лиза снова нашла свою, новую форму, сумела создать особую атмосферу на особой площадке, представив ту музыку, то творчество, которое вырывается за границы привычного формата, но может быть доступным и понятным массовой аудитории, расслабляя ее, но в то же время заставляя думать, фантазировать, погружаться чуть глубже и анализировать. Хочется верить, что пока она не будет бояться, то действительно будет «главной на этой сцене». А дальше — по тексту песни.