88-летний Трентиньян не смог пройти по красной дорожке. Он встречал группу уже на ступенях фестивального дворца, экономя силы. Приехал Квентин Тарантино. Его премьера — впереди. А пока он затмил всех на красной дорожке, придя на премьеру близкой ему по духу, но куда более изысканной криминальной драмы «Озеро диких гусей» китайского режиссера Дяо Инаня, ставшего лауреатом Берлинале с лентой «Черный уголь, тонкий лед».
Одна из самых сильных картин конкурса — «Тайная жизнь» американского режиссера Терренса Малика. В 2011 году его «Древо жизни» отмечено в Каннах «Золотой пальмовой ветвью». Новая картина прекрасна настолько, насколько прекрасна природа в величии своих гор, водопадов и полей. Идиллическую жизнь альпийской деревни нарушает Вторая мировая война. В кадрах хроники — проезд Гитлера через толпы обезумевших людей, принимающих фюрера как бога. Австрийский крестьянин Франц, роль которого сыграл немецкий актер Август Диль (старший брат Якоба Диля, снимавшегося у Александра Миндадзе в картине «Милый Ханс, дорогой Петр»), мирно живет с любимой женой и тремя дочками. Он постоянно размышляет о том, что же произошло с его страной, и отказывается присягать вермахту. В деревне Франца считают дезертиром, презирают, делают невыносимой жизнь семьи. Далее последуют арест и заточение в берлинской тюрьме, мирные и насильственные попытки привести «неверного» в чувство. Судье трибунала (его сыграл недавно ушедший Бруно Ганц, навечно оставшийся в памяти как ангел из «Неба над Берлином», и это его последняя роль) предстоит окончательно решить судьбу Франца. Надо только присягнуть, и жизнь спасена. Но Франц выбирает смерть. Его кровь после гильотины будет смыта из ведра водой, и все. Человека нет, а жизнь вечна. Все так же прекрасны горы и ручьи, дети, бегающие по траве… Сегодня большая редкость — картины большого стиля, снятые почти безукоризненно и так величественно. Хотя иногда пафоса у Малика с избытком.
Дебютантка Селин Сьяма сделала изысканную картину «Портрет молодой дамы в огне», словно написала картину. События происходят в XVIII веке на пустынном острове в Бретани, где молодая художница пишет портрет женщины, которой предстоит пойти под венец, и между ними вспыхивает страсть. Мимолетный и не имеющий продолжения роман заканчивается, портрет заказчице нравится, и остаются лишь воспоминания, вроде вспыхнувшего в ночи платья. Колорита добавили разговоры о том, что режиссер снимала в главной роли свою возлюбленную.
«Отверженные» Ладжа Ли — родившегося в Париже темнокожего режиссера с сенегальскими корнями — отсылают к одноименному произведению Виктора Гюго. В том же пригороде Парижа, где вспыхивают теперь волнения мигрантов, когда-то он написал свой роман. В коммуне Монтфермет постоянно что-то происходит, но это война не мигрантов и парижан, не черных и белых, а война поколений, отцов и детей, которые не хотят жить по установившимся правилам. Бригада полицейских ведет в этом районе свои бои без правил. Когда-то Ладж снял короткометражный фильм, и теперь он вырос до полного метра и вызвал небывалый интерес во Франции, живущей в огне социальных протестов. Фильм производит сильное впечатление, но слишком много в нем накручено и акценты смещены, что тоже вызывает недовольство совсем не синефильского свойства.
В «Двухнедельнике режиссеров» участвует картина «Олег» латвийского режиссера Юриса Курсиетиса. Она основана на реальной истории, каких, впрочем, сотни, и связаны они с теми, кто уезжает с постсоветских территорий в поисках лучшей жизни в европейские страны. Русский парень, «негражданин» из Риги, находит в Брюсселе работу на мясокомбинате — по профилю. Он — мясник. А потом попадает в кабалу к полякам, обеспечивающим его якобы настоящим польским паспортом, какого на родине, в Латвии, у него нет. Фильм снят на русском, польском, английском, фламандском, латышском языках. В главной роли — артист Валентин Новопольский из Вильнюса, работающий там в Русском драматическом театре.
Молодой режиссер Курсиетис, а это его второй полнометражный фильм, — латыш и по-русски не говорит. Однако решил привлечь внимание к проблеме, которую власти его страны не могут решить уже не одно десятилетие, и связана она с положением не только русских, но и людей других национальностей, живущих в Латвии и не имеющих всей полноты гражданских прав. Мафиозного поляка нервно сыграл талантливый польский актер Давид Огородник, знакомый многим по оскароносной «Иде» Павла Павиковского, теперь вошедшего в жюри главного конкурса.
Портят всю эту историю заставки с плавающим подо льдом героем, который как рыба бьется об лед и не может разрешить свои проблемы, а в финале находит выход в крещении, молитве. Возможно, именно так и было в реальности с человеком, ставшим прототипом главного героя, о котором режиссер узнал из газет. И, видимо, именно такими видят русских молодые европейцы.
Классик советского и грузинского кино Эльдар Шенгелая представил в программе «Каннская классика» отреставрированный к фестивалю черно-белый «Белый караван». Снят он на киностудии «Грузия-фильм» в 1963 году совместно с Тамазом Мелиавой. Шенгелае — 86 лет, а его сорежиссера не стало в 1973 году, в 42-летнем возрасте. Оба они — выпускники ВГИКа, работали несколько лет на «Мосфильме», прежде чем вернуться в Тбилиси. Их картина рассказывает о чабанах, а главные роли сыграли Имеда Кахиани и красавица Ариадна Шенгелая, которая тогда была женой Эльдара Шенгелаи. Они познакомились во ВГИКе в студенческие годы и были вместе много лет. В 1964 году «Белый караван» участвовал в главном конкурсе Каннского кинофестиваля, как и «Я шагаю по Москве» Георгия Данелии, а «Золотую пальмовую ветвь» тогда получили «Шербурские зонтики» Жака Деми. Шенгелаю не выпустили на фестиваль, хотя советская делегацию там была, и Данелия с Галиной Польских в нее входили. Госкино решало, кого брать. А те, кому повезло, находились под бдительным оком КГБ. Данелия описал эту свою поездку, полную курьезов.
Канны.