— Сейчас холст снят с подрамника и раздублирован, — рассказал на пресс-конференции завотделом реставрации масляной живописи XVIII — начала ХХ вв. Андрей Голубейко.
Напомним, что еще в 1913 году на картину Ильи Репина было совершено нападение: старообрядец Абрам Балашов изрезал полотно ножом. Тогда картину пришлось дублировать — то есть подклеить с оборотной стороны еще холст. Сейчас выяснилось, что даже не один.
— Когда мы освободили картину от планшета и сняли дублирующий холст, под ним обнаружился еще один. Он служил экраном, — продолжает реставратор. — Сейчас предстоит очистить холст от клея, с помочью которого было произведено дублирование в начале ХХ века. Сложность состоит в том, что нельзя использовать никакие жидкие растворы, воду или спирт. Возможна только сухая очистка.
Реставратор сообщил, что дублирующий холст аккуратно снимался кусками по 10–15 см шириной. Все полосы были пронумерованы и сохранены. Хирургическая точность в этой операции очень важна, поскольку после реставрации 1913 года у картины постоянно наблюдалось отслоение красочного слоя. Каждые три года им планово занимались реставраторы. Только после 1994 года, когда в музее была установлена система температурно-влажностного контроля, состояние шедевра Репина более-менее стабилизировалось. При этом все равно он считался «хроническим больным», и перемещение работы (например, в другой музей на выставку) было исключено. За столетие реставраторы укрепили более 700 участков картины.
Чтобы произвести раздублирование, Третьяковской галерее потребовалось много месяцев подготовки. И речь не только о тщательных исследованиях, по итогам которых подготовлен многостраничный доклад — он будет презентован в июне, на конференции в рамках ретроспективы Ильи Репина на Крымском Валу. Для проведения реставрации была создана специальная лаборатория с черными стенами, где установили самое современное оборудование по контролю температуры и влажности. Особая гордость ГТГ — разработка и установление специального стола-трансформера. Он сделан из легкого алюминия, чтобы стол было легко передвигать и можно было крепить на него холст с помощью магнитов.
— Такой стол позволяет реставратору дотянуться до любого участка картины, даже весьма труднодоступного, если речь идет о крупном полотне, — сказала главный хранитель ГТГ Татьяна Городкова.
Сейчас реставраторы не берутся давать прогнозы не только о том, когда картина будет возвращена в музейную экспозицию, но даже насчет сроков следующего этапа реставрации — очистки картины от клея. Но считают, что капитальная реставрация поможет справиться с «хроническими болезнями» шедевра.
Держится в секрете и бюджет, который был израсходован на создание новой реставрационной лаборатории, стола-трансформера и проведение реставрационных работ. Возможно, он станет известен позже, ведь Третьяковская галерея намерена подать на вандала гражданский иск о возмещении ущерба.
— Гражданский иск будет. Чтобы подать его правильно, четко и грамотно, мы тщательно готовимся и обязательно объявим, когда будем это делать, — заявила директор галереи Зельфира Трегулова.
Возможно, к этому моменту Игорь Подпорин будет уже на свободе, ведь тот год, что он провел в СИЗО, зачтут ему в срок (по закону, день за полтора). То есть ему остается отсидеть еще год в колонии общего режима. Не факт, что реставраторы успеют закончить восстановление картины к этому времени. Здесь важна не скорость, а качество. А значит, и расходы не успеют подсчитать. Тем более что в ходе реставрации то и дело возникают новые вопросы и задачи, для решения которых требуются вложения.