Если бы волею жеребьевок какие-то артисты оказались, скажем, в первом «слабеньком» полуфинале, где с трудом наскребалась десятка «достойных», то все для них могло повернуться иначе – например, для Сары МакТернан из Ирландии с ее куртуазным поп-апом и «закосом» под главную блондинку времен секс-революции 60-х Брижит Бардо; или для Анны Одобеску из Молдовы с красочными песочными инсталляциями художницы Ксении Симоновой, хотя этот трюк с той же художницей уже был исполнен украинкой Микой Ньютон на «Евровидении 2011» в Дюссельдорфе; или Srbuk из Армении, чей мощный джаз-роковый вокализ и драматический надрыв вполне могли иметь, несмотря на трагизм повествования, значительно более счастливый исход. Но сложилось так, как сложилось…
В итоге свою «промежуточную» победу на пути к заветному «Хрустальному микрофону» праздновали в ночь с четверга на пятницу: Тамара Тодевска (Северная Македония), Данкан Лоренс (Нидерланды), Йонида Малики (Албания), Джон Лундвик (Швеция), Чингиз (Азербайджан), Леонора (Дания), KEiiNo (Норвегия), Лука Хенни (Швейцария), Микела (Мальта) и, конечно, российский европосланник Сергей Лазарев, в уверенном выходе которого в финал в принципе не сомневались.
Из нынешних фаворитов и любимчиков европублики никто пока не подкачал: швед, швейцарец, голландец, примкнувшая к ним из первого полуфинала австралийка Кейт Миллер-Хайдке со сказочным номером летающей на шесте феи, что взорвало соцсети ехидными фотожабами, – все они не только получили горячий прием публики на арене «Экспо Тель-Авив», но продолжают уверенно возглавлять списки букмекеров.
Пожалуй, единственной неожиданностью можно назвать выход в финал мальтийской певицы Микелы, которой по итогам репетиций наблюдатели не давали практически никаких шансов. Однако успешный видеоклип конкурсной песни Chameleon, собравший рекордные из всех участников конкурса 9.1 млн.просмотров, априори, видимо, обеспечил певице голоса «евроизбирателей». Ближайший к ней соперник по числу просмотров – голландец Лоренс (8.9 млн.), а у Лазарева, к примеру, 3.2 млн. просмотров на официальном канале «Евровидения». Впрочем, клипы – клипами, а доказывать состоятельность своих претензий на победу придется, все-таки, вживую в последнем и решительном бою.
***
Для делегации России это была «одна на всех победа», и к Лазареву обязательно приплюсовывается расписная фигура его наставника, продюсера, соавтора песни Scream Филиппа Киркорова. Причем расписная настолько, что журналисты на пресс-конференции победителей второго полуфинала совершенно запутались в цветовой гамме поп-короля: «Это какой-то месседж вашим фанатам в Эстонии?», - спросил эстонский журналист, обнаруживший на рубашке Киркорова цвета его национального флага. Напуганный «неблагонадежным» подозрением Фил всполошился: «Какая Эстония?! Это цвета российского флага!», - и поднялся со стула во весь двухметровый рост, чтобы опровергнуть чудовищную буржуазную инсинуацию. Гордо расправил простыню пестрой дизайнерской рубашонки, а там каких только цветов, гамм и вкраплений не обнаружилось. Поняв, что ни эстонским, ни русским флагом и близко не пахнет, Фил поправился: «Это интернациональные цвета!» «Да, интернациональные!», - услужливо и облегченно подхватил Лазарев, про которого уже почти и забыли. В общем, опять все грозило перерасти в перфоманс поп-короля.
Хотя и Лазарев не лыком шит: накануне полуфинала он погрузил всю евровидийную общественность в нешуточное волнение. Будто рок навис над «Евровидением», и каждый год теперь перед самым ответственным моментом обязательно случается что-то страшное – такое, что всех колбасит. В Киеве, например, португалец Собрал до последнего не то что дня, а часа лечил слабое и больное сердце. Гадали, доедет ли вообще? Благо доехал и даже победил. В прошлом году в Лиссабоне чех на репетиции свернул себе шею, и все гадали, выступит ли? Но выступил и даже выглядел огурцом. Все только удивлялись регенерации, виданной прежде только у рептилий. Правда повторить успех Собрала чеху не удалось.
Вот и нашего Сергея накануне скрутил страшный недуг. Молнией по всем ресурсам разлетелась драматическая весть о «срочной госпитализации» российского артиста. Заговорили даже о страшной операции. Но артист в итоге бодренько вышел на сцену, чувственно спел, на пресс-конференции был свеж, приветлив и даже подвижен.
«Что с вами случилось?», - сердобольно интересовались журналисты. Оказалось – кондиционером в шею надуло. «Тут такие мощные кондиционеры, все артисты на самом деле под угрозой, - беспокоился Сергей не столько даже за себя уже, сколько за коллег, - Нельзя ли сделать их потише?» А то, мол, скрутило – ни повернуться, ни нагнуться, чуть не накрылось все медным тазом. Благо, нашлись опытные врачи, понаставили чудодейственных иголок, и к нужному часу хворь как рукой сняло. Ну и славно. Зато сколько разговоров! Больше даже, чем о поездке Киркорова на электросамокате, что выглядело для него форменным подвигом камикадзе. Хорошо хоть не грохнулся. Не бережет себя. Там бы уже иголками не отделались...
Ранним утром после второго полуфинала и проведенной на пресс-конференции жеребьевки был объявлен порядок выступления на гранд-финале, согласно которому, после номера 13 в полуфинале, Сергею Лазареву опять дико повезло – он будет выступать пятым номером из 26. Таким образом остается только посмотреть, сдаст ли артист свой второй евроэкзамен на пятерку.
***
Тем временем, прилетевшая в Тель-Авив супергостья гранд-финала Мадонна – пожалуй самая большая в истории «Евровидения» мировая звезда, которая свалилась с небес на евросонг - продолжает держать в напряжении не только ожидающую ее с нетерпением публику, но и организаторов.
Публика, жаждущая супервездного тела, уже вторые сутки околачивается возле местного центра каббалы (мистического ответвления иудаизма, в который ударились многие мировые селебрити), надеясь на визит Мадонны в ее духовную обитель, но пока ни духом, ни ее телом там не пахнет. Молчит и Киркоров, на которого все надеялись, поскольку он проживает, как известно, на одном с ней этаже в гостинице. Однако вместо ожидающихся с нетерпением совместных фото с Мадонной – ладно, не в постели, хотя бы из лифта, где можно случайно столкнуться, если подгадать, - наш расписной поп-король выложил всего лишь совместное фото с Собчак… Ну не облом?
Для репетиций главной гостьи конкурса выстроили специальный ангар в полный размер сцены, куда Мадонна с раннего утра в четверг добросовестно и прибыла, чтобы погрузиться в творческий процесс. Однако, случилось невероятное – ее туда не пустили. И не потому, что не признали, а именно потому что признали. По Тель-Авиву поползли слухи о жутком скандале. Как выяснилось, сложные переговоры с артисткой об условиях ее выступления шли до последнего момента и касались не только споров по финансовым вопросам, о чем уже сообщал «МК» в прошлой депеше, но и содержания ее выступления.
Стало известно, что у руководства «Евровидения» возникли большие вопросы к видеоряду, сопровождающему песню Like A Prayer, одну из двух на закрытии гранд-финала – якобы там все настолько «радикально и антиклерикально», что руководство «опасается проблем с Ватиканом». Кстати, если они все-таки встретятся, то Киркорову будет, о чем поплакаться Мадонне, поскольку давным давно, когда он вывесил «срамную» афишу мюзикла «Чикаго» со Стоцкой в неглиже на фронтоне Театре эстрады, а там напротив через речку храм, у него тоже были большие проблемы с церковниками…
Мадонна, однако, заявила, что будет делать то, что считает нужным, и никто ей не указ. Связано или нет именно это обстоятельство с тем, что к моменту утренней репетиции у нее еще не был окончательно подписан контракт с «Евровидением», не известно, но Мадонну не пустили в зал именно из-за отсутствия подписанного контракта. Прямо как в советской поговорке – «без бумажки ты какашка». Как сообщили израильские СМИ, «бумажку» в итоге срочно подписали, в кулуарах царила страшная суета, и после некоторого вынужденного ожидания суперстар все-таки погрузилась в подготовку своего выступления.
Генеральный супервайзер «Евровидения» Йон Ола Санд сообщил прессе, что накануне своего выступления Мадонна устроит мировую премьеру песни Future («Будущее»), что, по его словам, «прекрасно подчеркивает» и главный девиз нынешнего конкурса Dare to Dream («Смело мечтай»), «поскольку мечты всегда нацелены на будущее».
Еще одним сюрпризом, ожидающимся с особенным волнением евровизионной публикой, стала легендарная для анналов «Евровидения» Кончита Вурст, победительница конкурса 2014 г. В день полуфинала Кончита пожаловала к фанатам в Евродеревню и удивила всех мужским костюмом, в который зачем-то облачилась. «Что это с ней?», - удивлялись люди. Однако, в гринруме, где сидят артисты во время трансляции, «поп-королева Австрии» приобрела все-таки более традиционный для себя вид, хотя и не без налета некоторой брутальности (видимо, обновление амплуа), и пообещала долгожданную премьеру новой песни на гранд-финале.
Билал Хасани: «Из-за угроз во Франции мне дали охрану»
Для Билала Хасани, 19-летнего конкурсанта из Франции, Кончита Вурст была «путеводной звездой» в творческих мечтах и устремлениях, когда еще ребенком он грезил о сцене и звездной карьере. Стремление «быть собой вопреки всему» и «своей музыкой не только развлекать, а нести послание людям» артист не только покорил жюри и зрителей национального отбора Франции, но и вызвал у другой части публики ожесточенные споры, которые порой перерастали даже в угрозы, несмотря на всю европейскую толерантность.
На «Евровидении», где личностное разнообразие людей и уважение выбора каждого является «философским камнем», Билал встречает, конечно, только дружелюбие, расположение, участие и искреннюю симпатию. Его появление на официальной церемонии открытия «Евровидения» в роскошном белом платье то ли королевы, то ли невесты стало одним из самых ярких и обсуждаемых. Никто не мог отказать себе в удовольствии попозировать «на память» с артистом, в том числе Филипп Киркоров, сам знающий толк в роскошестве провокационных нарядов и сценических заявлений.
Певец входит в «лонг-лист» фаворитов конкурса. Многие не исключают его победы с песней и номером Roi («Король»), в котором проникновенно и символично показана история успеха вопреки стереотипам и шаблонам. В разговоре с «МК» Билал поделился сокровенной историей музыкального путешествия мальчика, для которого с детства главным «оберегом» сущностной идентичности был… парик.
- Я не представляю жизнь без париков. Еще в детстве у меня была к ним страсть, и первыми «париками» для меня были полотенца и салфетки, которые я нахлобучивал на голову, представляя, что у меня длинные волосы. А первый настоящий парик я надел на концерте Леди Га-Га. Мне было 14, я купил парик, надел на голову, и почувствовал себя очень хорошо, как в своей тарелке, во мне будто прибавилось уверенности. Всегда важно чувствовать уверенность в себе. Свои парики я называю шлемом супергероя, они всегда мне помогают быть самим собой.
- Тебя включают в пятерку фаворитов. Многие верят в твою победу. Насколько ожидаемо это для тебя?
- Перед первой репетицией я отдал свой телефон маме, чтобы не сидеть в соцсетях. Если вы видите какие-то мои посты или твиты, то обычно я просто прошу кого-то из своих друзей выложить их. Сам не залезаю в телефон и не знаю, что там происходит. Так и было все это время, пока на репетиции наша балерина Лиззи не спросила: «И как тебе наше пятое место?» Я говорю: «Что? Даже не хочу слышать об этом!». Не хочу во все это вникать, потому что мы все знаем, насколько это относительно. Мое главное желание – донести мое послание до зрителей и в этом смысле, думаю, все будет хорошо.
- Во Франции не только ликовали и хвалили тебя после национального отбора, но было и много ожесточенных споров. Тебе даже угрожали. Было, наверное, не легко?
- А никогда не было легко. Угрозы, оскорбления сопровождали меня всегда, чуть ли не каждый день после нацотбора, часто очень жесткие. До приезда сюда, на «Евровидение», у меня был порыв просто выкинуть телефон, потому что я не хотел все это читать, слышать, меня это сильно расстраивало, лишало покоя. Конечно, во Франции нас обеспечили хорошей охраной, но, главное, что, когда с Лиззи и Линн мы исполняем Roi – на любой площадке – то видим, как реагируют на наш номер люди, как откликаются на наше послание, как оно трогает их, помогает чувствовать больше уверенности в себе, быть смелее и не прятать голову в песок. И я хочу делать это снова и снова. Эти две женщины за моей спиной, балерины Лиззи и Линн, очень большая поддержка для меня.
- Их танцевальная пара, конечно, весьма символична. Символично и то, что Эмили из дуэта Madame Monsieur, прошлогодних участников Франции на «Евровидении», написала песню Roi. Она даже приехала с тобой. Но почему свой бэк-вокал прячет за сценой?
- Она сама так захотела. Говорит, чтобы не отвлекать внимание на себя, потому что она, все-таки, уже певица «с историей» на «Евровидении». Мои овации Эмили! Мы встретились в прошлом сентябре. Снимались на телевидении в одной передаче, но не были знакомы. Конечно, я знал о них, потому что смотрел «Евровидение», они очень впечатлили меня своим выступлением. Когда мы встретились, мне было страшновато – это же сами Madame Monsieur! Мы разговорились и между нами возникла связь. Я делаю только первые шаги в музыкальной индустрии, у меня совсем мало опыта, я многого не знаю, и они стали для меня наставниками, проводниками. Мы решили вместе написать несколько песен, и первой была Roi. Она не делалась специально для «Евровидения», просто записали и отправили нашему продюсеру. Он и стал причиной того, что мы сейчас здесь, отправил песню на наш национальный отбор и все завертелось. Причем настолько быстро, что я немного растерялся. Пытаюсь немного абстрагироваться, а то можно сойти с ума.
- Я видел достаточно язвительные комментарии, где твой образ и послание называют фейком, позерством, придуманным продюсерами…
- Многие считают мой номер трюком, придуманным для «Евровидения», мол это не моя личная история, одно притворство. Но, когда мы делали номер, как-раз и хотели, чтобы он был максимально честным, искренним, никакой наигранности. Все, что я говорю и пою – честно и правда, я так на самом деле чувствую и это действительно история обо мне. Я пою, а Лиззи и Линн рассказывают ее языком танца. Надеюсь, что люди это видят и чувствуют. Для меня это очень важно, поскольку мы отдаем этой работе всех себя и очень хотим донести наше послание до людских сердец. Именно в этом - главная цель, а не в высоком месте. Даже 26 место будет для меня замечательным, я не шучу. Ведь моя жизнь будет продолжаться независимо от того, стану я первым или последним на этом конкурсе. А может, я еще и вернусь сюда, как четыре раза возвращалась на «Евровидение» Валентина Монетта (из Сан-Марино).
- Или как наши Лазарев с Биланом, да? Какую задачу ты ставишь в своей карьере, если отойти от «Евровидения»?
- С четырех или пяти лет я знал, что хочу быть певцом, артистом. Помню, смотрел шоу Beyonce и хотел быть, как она – поешь, танцуешь, вокруг тебя мигают огоньки, и это – твоя работа! Настоящая работа мечты! Мне ничего другого больше не хотелось. И вот теперь я на «Евровидении», я записал свой первый альбом, осенью поеду в своей первый тур по Франции. Моя мечта осуществляется! И главное, что своей музыкой я отправляю послание людям, а не просто развлекаю. Кому-то это кажется до сих пор странным, но я упрямый и добьюсь того, чтобы не только для меня, но и для всех это выглядело нормальным.
- Тебя сравнивают с Кончитой Вурст…
- Я пел песню Кончиты Rise Like a Phoenix на прослушиваниях нашего «Голос. Дети». Днем ходил в обычную школу, вечером – в музыкальную, пел, танцевал, ставил номера. В конце года у нас были экзамены и я выбрал эту песню как экзаменационный номер, потому что она была моей «палочкой-выручалочкой», я могу спеть ее в любое время, в любом месте, в любое время суток. А мой друг втайне отправил запись с экзамена на детский «Голос». Там очень удивились, сказали, что это смелый выбор – петь такую песню в 14 лет. А для меня это была просто очень красивая и замечательная песня. Кончита, конечно, одна из тех артистов, которые повлияли на меня в детстве, так же, как Боуи, Принс, Майкл Джексон, Леди Га-Га, которую я открыл для себя в 8 лет и всегда мечтал быть таким, как она. Все эти артисты несли своим творчеством послание, люди считали их странными, но они оставались собой, добились успеха, и их пример очень вдохновляет меня.