Археологи из экспедиции «Нептун», сделавшие эту находку, подали заявку на подъем произведений живописи с затонувшего парохода. «Эксперты предполагают, что это могут быть картины кисти Ивана Айвазовского. Мы продолжим экспедицию, мы подали заявку в Фонд президентских грантов», — заявил руководитель экспедиции Роман Дунаев.
Откуда взялись предположения, что на затонувшем судне могут находиться именно полотна знаменитого художника? Дело в том, что «Генерал Коцебу» участвовал в открытии Суэцкого канала, и тогда на его борту находился Иван Айвазовский, дабы запечатлеть этот исторический факт. А художник имел обыкновение дарить свои произведения экипажу, когда находился на каком-то корабле.
«Генерал Коцебу» затонул в 1895 году, столкнувшись с другим судном. И был обнаружен в нескольких милях от мыса Тарханкут лишь спустя почти 120 лет, в 2015 году. С тех пор к нему регулярно отправляются экспедиции. В ходе одной из таких экспедиций крымские дайверы под руководством Дунаева и обнаружили картины.
По мнению самого Дунаева, они могли сохраниться под слоем ила, который является прекрасным консервантом.
Некоторые реставраторы считают, что восстановить картины вряд ли удастся — после того, как они столько времени находились в соленой черноморской воде. Другие говорят, что при нынешнем развитии науки невозможного нет.
— Конечно, нельзя утверждать ничего определенного, пока не увидишь этих полотен, — рассказал «МК» заместитель генерального директора Научно-реставрационного центра им. И.Э.Грабаря Александр Лесовой. — Но у нас в центре был опыт восстановления практически полностью сгоревших при пожаре картин в 2010 году. Там от красок остались одни угли, но холст имеет свойство запоминать красочный слой — и специалисты восстановили этот слой с помощью специально разработанного состава в полном объеме.
Правда, остаются серьезные сомнения в самом существовании картин на затонувшем судне.
«Никто их не видел. Согласно видеосъемке, там можно увидеть только рамы от картин. Чтобы детально исследовать, их надо поднять — а на это мы пока не имеем права», — сказал директор Черноморского центра подводных исследований Сергей Казанник.