С Казахстаном у него в данный момент особенные отношения. Только что в Алма-Ате он снимал свой новый фильм «Дин» с участием местных актеров и частично на русском языке. А вот российским картинам, а их было в конкурсе три, совсем не повезло. Жюри их оставило без внимания. Разве что якутская лента «Надо мною солнце не садится» дебютантки Любови Борисовой получила за несколько часов до заключительной церемонии приз зрительских симпатий и жюри NETPAС, отмечающего достижения в азиатском кино.
Как рассказал нам Ким Ки Дук, кино он в учебных заведениях не изучал, в детстве книг не читал: «Мы жили небогато, в школу я ходить не мог, до всего доходил собственными усилиями. Кино — это жизнь. Ему нельзя научиться. Но я вовсе не призываю молодых режиссеров именно так начинать карьеру. Это всего лишь мой опыт». Ким Ки Дук целиком сосредоточился на 13 фильмах конкурсной программы. Других не смотрел. Объяснил это так: «Тяжело оценивать работы коллег. Легче самому снимать. Каждый фильм требует много усилий и концентрации. Я не мог тратить свою энергию на что-то еще». Он попытался вспомнить название своего любимого российского фильма, но не смог. И фамилию режиссера забыл. Назвал только имя: Андрей. Ясно, что речь шла о Звягинцеве. А еще припомнил «Айку» Сергея Дворцевого, по совпадению, уроженца Казахстана.
В конкурсе за режиссуру был отмечен известный итальянский актер Валерио Мастандреа, дебютировавший в режиссуре фильмом «Она смеется». Лауреат признался, что это его первый серьезный приз. А фильм он снял веселый и смешной, хотя речь в нем о похоронах. Финская «Пустота» принесла награду за лучшую мужскую роль Томми Корпела, сыгравшему некогда успешного, а ныне переживающего муки творчества писателя. Но поскольку Томми занят в спектакле, «Серебряного Георгия» получал за него режиссер Алекси Салменперя. 22-летняя иранская актриса Соха Ниасти — девушка необыкновенной красоты, студентка Тегеранского института искусств, которую режиссер Расул Садрамели выбрал из 900 претенденток. Ее дебют оказался успешным: в Тегеран отправится награда за лучшую женскую роль. Расул Садрамели признался, что и для него это большой стимул работать, несмотря на все трудности.
Спецприз жюри достался китайской ленте «Жизнь морских обитателей», которую Чжан Чи снимал на протяжении десяти лет, с того момента, как окончил университет. Денег на нормальную работу не было. Так что дебют оказался долгим.
В документальном конкурсе, жюри которого возглавлял британский документалист Кевин Сим, снимавший в России фильмы «Петербург!» и «Беслан», было немало достойных работ, так что с вынесенным решением можно поспорить. Победила же норвежская лента «Потому что мы мужики» Петтера Соммера и Ю Вемунна Свендсена о 30 мужчинах, исполняющих хиты. Режиссеры им признательны за то, что позволили вторгнуться в свою жизнь. А за время, пока фильм рождался и дошел до зрителя, не стало руководителя этого необычного коллектива.
После того как раздали награды быстро (уже плюс), но без особого блеска и изобретательности, состоялась премьера документального фильма «Встреча с Горбачевым». Снят он немецким классиком Вернером Херцогом и его британским коллегой Андрэ Сингером, который и представлял картину в одиночестве. Херцог приехать не смог — он работает над новым фильмом в Америке. А Михаил Горбачев очень хотел прийти на премьеру, но чувствует себя не очень хорошо. Врачи не отпустили его из больницы. В фильме, который даст фору «Смерти Сталина» и который превратил прощание с Брежневым, Андроповым и Черненко в сатиру, экс-президент СССР пообещал, что проживет как минимум два года, до своего 90-летия. Правда, признался, что его жизнь закончилась с уходом любимой жены. Ельцина он отнес к разряду политиков-лихачей, которые так нравятся народу, и, видимо, сожалеет, что «не отправил его куда-то в другое место». Борьба за власть, по его словам, становится опасным явлением.
ММКФ завершился. Было что посмотреть, но бурной жизни на фестивале не было. Зрители не проявляли никакого энтузиазма, о чем нам говорили даже члены жюри. А листая альбом об истории ММКФ, многие вспоминали приезды звезд, таких как Софи Лорен, у которой был даже свой постоянный фотограф в СССР, как сам фестиваль шел две недели. Несмотря на «железный занавес», зарубежных гостей отправляли в тур по стране — в Тбилиси и Владивосток. Теперь наступили вялотекущие времена. Карловым Варам, с которыми ММКФ некогда чередовался по четным и нечетным годам, фестиваль Михалкова явно проигрывает.