МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

В Большом поставят балет о похождениях дьявола в Москве

Главный театр страны объявил планы на следующий сезон

По заведенному в последнее время правилу в Большом Императорском фойе (бывшем Бетховенском зале) на фоне исторического декора с лепниной и вензелями Александра II Большой театр оглашает планы на следующий, уже 244-й по счету сезон.

Фото: Геннадий Черкасов

За стол президиума рассаживаются спикеры: генеральный директор театра Владимир Урин, главный дирижер — музыкальный руководитель Туган Сохиев, руководитель балетной труппы Махар Вазиев и пресс-секретарь Катерина Новикова, которая дает слово гендиректору Владимиру Урину. Гендиректор перечисляет, что зрителям еще предстоит увидеть до конца текущего сезона, который завершается в конце июля. А кроме того, анонсирует гастроли балета Большого театра в Австралии и в Англии (в Ковент-Гардене).

Махар Вазиев, предваряя объявления балетных планов, назвал следующий сезон «сложным и колоссальным».

Планы главного театра страны в 244-м сезоне в области балета оказались предсказуемыми. Собственно, слухи обо всех трех новинках, что пополнят репертуар, просачивались с завидной периодичностью. О главной новинке следующего сезона — эксклюзиве Большого, полномасштабном двухактном (!) балете «Мастер и Маргарита» — хореограф Эдвард Клюг сообщил почти сразу после того, как поставил на сцене Большого театра свой балет «Петрушка» в ноябре прошлого года. Эта новость не может не порадовать, ибо к созданию этого балета для Большого театра еще лет 30–40 назад приступал и Юрий Григорович, поговаривали даже, что ему почти удалось поставить первый акт, но потом что-то не сложилось, а вскоре великому балетмейстеру вообще пришлось покинуть труппу. А вообще в России этот балет ставили, например, (примерно в те же самые времена, когда «Мастера» хотел ставить и Григорович) Борис Эйфман или эстонский балетмейстер Май-Эстер Мурдмаа (сейчас идет в Марийском театре оперы и балета, и 4 года назад этот театр привозил балет в Москву).

Балеты Эдварда Клюга, худрука Словенского национального театра в Мариборе, идут сегодня и в Цюрихе, и в Штутгарте, также в других европейских театрах. Более полно с творчеством этого хореографа московский зритель сможет познакомиться на гастролях словенской труппы, которые состоятся в Большом в июле. А что касается постановки балета про похождения Дьявола в Москве, то помимо того что его планируют поставить в двух актах на музыку Шостаковича и Шнитке, о ней более ничего сказать нельзя. Известно еще лишь то, что оформлять этот балет будет постоянно сотрудничающий с Клюгом художник Марко Япель, который делал с ним (и делал роскошно) для Большого и «Петрушку».

Но первой балетной премьерой следующего сезона будет «реконструкция» балета «Жизель» Алексеем Ратманским. Вообще-то в Большом уже есть две редакции этого балета — Григоровича и Васильева. Но Ратманский сейчас очень славится как дотошный «реконструктор» старинных балетов и уже успел восстановить, пользуясь записями из Гарвардского архива, такие балеты Петипа, как «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Баядерка», «Арлекинада». По-видимому, первоначальную редакцию этого балета, сделанную Жаном Коралли и Жюлем Перро в Парижской опере в 1841 году, Ратманский за основу брать не будет, а именно там (особенно во втором действии) есть немало отличий от дошедших до нас версий этого балета. А вообще сохранился этот балетный шедевр романтизма очень неплохо, и что там можно открыть еще интересного — не совсем понятно. Гораздо полезнее было бы показать, например, нашему зрителю балет «Лебединое озеро» таким, каким он выглядел на премьере в 1895 году. Потому что, судя по отзывам, именно эта «реконструкция» вышла у Ратманского великолепно. Но Большой театр любит эксклюзивы и заказывает для себя то, что еще Ратманский не успел реконструировать. Художником, который поможет воссоздать заново Ратманскому знаменитый балет XIX века, будет Роберт Пердзиола (по мотивам декораций Бенуа).

Наконец, третьей премьерой следующего сезона будет вечер одноактных балетов, составленный из трех разных балетов отечественных хореографов. Во-первых, сюда войдет балет — который был заявлен еще в прошлом году на 19 июля этого года, но впоследствии, уже в этом сезоне, его отменили — «Красавин-Самодуров», который переименовали в «Танцеманию». Расшифровывается название просто: это фамилии композитора (Красавин) и хореографа (Самодуров), которые и создадут это совершенно новое произведение. Самодуров — хореограф, сейчас очень известный и модный, неоднократный лауреат конкурса «Золотая маска». Что касается композитора Юрия Красавина, то его музыка уже однажды предполагалась при постановке балета «Герой нашего времени», но тогда режиссер Кирилл Серебренников настоял на Илье Демуцком, так что новый балет, условно говоря, некая компенсация композитору.

Имена двух других хореографов, заявленных на этот вечер — Антон Пимонов и Артемий Беляков, — гораздо скромнее.

Антон Пимонов, до недавнего времени танцовщик Мариинского театра, является сейчас замом худрука Екатеринбургского театра оперы и балета Вячеслава Самодурова, так что, видимо, будет создавать для Большого театра балет под присмотром своего шефа. Этот хореограф уже успел побывать лауреатом «Золотой маски» за свою хореографию и поставить несколько своих произведений на сценах театров Петербурга (в Мариинском театре и Театре балета им. Якобсона) и Москвы (Балет «Москва»). Год назад в проекте «Пьеса для него» ставил он небольшой одноактный балет по вокальному циклу композитора Франсиса Пуленка и для Большого театра. Его новый балет на музыку А.Королева будет вычурно называться Made in Bolshoi.

Работу Белякова, любимого многими премьера Большого театра, который выступит на сей раз в качестве хореографа, можно вообще назвать дебютом. Хореограф этот начинающий, ставить начал не так давно, и для родного театра создавать балетов ему не приходилось. Театр заказал ему постановку на музыку Глазунова «Времена года».

Помимо пяти балетных премьер любителей музыкального театра в 244-м сезоне ждут и премьеры пяти оперных спектаклей. К юбилею Римского-Корсакова, которому в этом году исполняется 175 лет, театр представит сразу два спектакля: «Сказку о царе Салтане» (режиссер-постановщик Алексей Франдетти) и «Садко». Последний спектакль поставит ни много ни мало Дмитрий Черняков. Он сам выбрал это название и выступит тут еще и сценографом. Кроме того, из русской классики в концертном исполнении на Исторической сцене прозвучит опера Чайковского «Мазепа» (за пультом Туган Сохиев). Любителей Моцарта ждет опера «Дон Жуан» (режиссер-постановщик Семен Спивак), а событием обещает стать совместная постановка Большого театра и Экс-ан-Прованса опера Пёрсела «Дидона и Эней» начинающего режиссера Винсента Хуге.

Первый раз Туган Сохиев огласил и планы Камерной сцены Бориса Покровского, которая уже год как вошла в состав Большого театра: это барочная опера «Гостиный двор», опера Бриттена для детей «Давайте создадим оперу, или Маленький трубочист», и опера Бизе «Искатели жемчуга».

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах