География огромна, а уровень театров слишком разный, иной раз рождавший вопросы, как тот или иной спектакль попал на эту выставку достижений театрального искусства страны. Церемония награждения прошла в хорошем темпе стараниями ее постановщика Евгения Писарева, уложившего всю бесконечность номинантов в два с половиной часа. Не случайно Игорь Костолевский, уже два года являющийся президентом премии, благодарил свою команду: «Я попал в компанию женщин, которые работают, говоря словами Жванецкого, как дизель на морозе».
Оба жюри (одно оценивало драматические и кукольные спектакли, второе — музыкальные) спорили на своих заседаниях до трех часов ночи, прежде чем определились, кто же лучший в 37 номинациях. Глава первого из них, режиссер Адольф Шапиро, предложил даже молодым режиссерам-экспериментаторам, вроде Волкострелова, поставить спектакль под названием «Заседание жюри» — настолько это было ярко и эмоционально.
Театральный народ в зал не спешил: целовались, обнимались, позировали перед камерами, поглядывали на императорскую ложу. А там, как исполины, восседали Станислав Любшин, чуть раньше отмеченный почетной «Золотой маской» за свой театральный вклад, и его коллега Евгений Стеблов. Началась церемония с музыкальных спектаклей, поражавших разнообразием иностранных имен. «Триумф времени и бесчувствия», поставленный Константином Богомоловым в Музыкальном театре им. К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко, принес «Золотые маски» дирижеру Филиппу Чижевскому и отсутствовавшему в тот вечер корейцу Винсу И ( «лучшая мужская роль»).
За лучшую работу балетмейстера-хореографа «Золотую маску» получил Юрий Посохов — его многострадальный «Нуреев» признан еще и лучшим балетным спектаклем. Награду вышел получать поставивший его Кирилл Серебренников. В зале он появился незаметно. В ответ на слова Посохова о том, что он не ожидал его увидеть, только что освобожденный из-под домашнего ареста Серебренников ответил: «Да никто не ожидал. У нас была максимально веселая жизнь вокруг спектакля, и мне нравится, что она продолжается до сих пор». «Нуреев» принес награду и Вячеславу Лопатину в категории «лучшая мужская роль в балете». Агата Вавилова из питерского Театра музкомедии, получая награду за лучшую роль второго плана в «Графе Монте-Кристо», сказала, что к «Маске» должен прилагаться валокордин, чтобы унять вспыхивающую тахикардию.
Серебренников появился на сцене еще раз — получить приз как режиссер за «Маленькие трагедии» в «Гоголь-центре». Когда он вышел на сцену, часть зала встала. А Кирилл снизил градус чувств, сказав, что у нас много достойных режиссеров и выразил надежду: «Надеюсь, вы мне дали награду, потому что спектакль вам действительно понравился». Кому же приятно, если его оценивают только как мученика… Кирилл обратился к своему отцу, овдовевшему, пока он сам находился под домашним арестом: «Я люблю тебя, папа». Серебренников благодарил Александра Сергеевича Пушкина, который подходит на все случаи жизни, и призывал беречь свободу.
«Золотые маски» достались: за мужскую роль Камилю Тукаеву в «Антигоне» Воронежского камерного театра и за женскую — Дарье Мороз в «Трех сестрах» МХТ им. Чехова, хотя сыграла она мужскую роль, барона Тузенбаха. Получая награду, она поблагодарила Константина Богомолова: «Все, что я могу в этой профессии, это все ты»; а еще Олега Табакова, доказавшего, что любовь живет даже после смерти.
Завершая юбилейную церемонию, Лев Додин напомнил о важности театрального единения («мы все одна команда») и сравнил «Золотую маску» с кинопремиями «Ника» и «Золотой орел»: нет у театрального сообщества ни «Золотого парика», ни «Золотой бороды», а есть единственная «Золотая маска», которую надо беречь.