Удивил так удивил Владимир Ростиславович. Можно сказать, огорошил всех таким решением, оставляющим скорее больше вопросов, чем эмоций. Еще несколько лет назад такая идея возникала у худрука Александринского театра Валерия Фокина — создать как бы единую дирекцию бывших императорских театров, очевидно, под своим единоначалием. Но тогда эта идея не прошла, ее благополучно забыли, и вот теперь — здрасьте, пожалуйста, реанимация идеи с дальнейшей ее реализацией.
Странным образом обнародование идеи совпало со все более настойчиво исходящей из Минкульта другой — об оптимизации театрального хозяйства России. Что греха таить, нашлись люди, которые очень активно начали озвучивать позицию культурного ведомства о возможном сокращении или гуманном слиянии театров. Так что сами решайте — случайное совпадение или продуманная акция под названием «хорошо яичко к Христову дню», то есть к Дню театра.
Как восприняли внезапное вмешательство в судьбу театра в Ярославле, который фактически второй год работает без директора (прежний, Юрий Итин, находится под домашним арестом по делу Седьмой студии), его функции выполняет и.о. К сожалению, Евгений Марчелли, худрук Волковского, трубку не берет. Но удалось узнать информацию изнутри — люди в большом недоумении, и это еще мягко сказано.
Как бы там ни было, время прольет свет на актуальные вопросы. Пока же их можно только озвучить. Первое — в чем главный смысл слияния ярославского театра с Александринским — художественный и экономический? Как будет работать экономика — с единой дирекцией или будет создана еще одна дополнительная административная инстанция, считающая деньги, решающая кадровые вопросы и т.д. и т.п.? Если спектакли ярославцев начнут привозить в Северную столицу, то, извиняюсь, на какие шиши? Ведь это в любом случае расходы на транспортировку декораций, дорожный проезд, гостиницу. А в свете не самой благоприятной ситуации сегодня с большими гастролями, расходы на которые сокращаются, идея разъездов туда-сюда вообще выглядит сомнительно.
Да и где свои спектакли будут показывать ярославцы — на основной сцене (она значительно больше волковской) или в Новой Александринке, где сейчас идут экспериментальные постановки, рассчитанные точно не на массового зрителя, а значит, доходов не приносящие по определению.
А ведь Минкульт ждет доходов, а то у него на эти театры сплошные расходы, причем зачастую неоправданные. То у них «Тангейзер», понимаешь, случится, то Седьмая студия, то бесконтрольные художники со своими волеизъявлениями, не совпадающими с магистральной идеологией Минкульта. Вот теперь все театральное сообщество, а это ни много ни мало более 600 театров федерального подчинения по стране, гадает: закроют, сольют или…
И непонятно, отчего министр считает, что этот шаг исторически обусловлен? Исходя из театральной практики царского времени, когда в системе императорских театров, то есть под чутким присмотром царя-батюшки и им щедро субсидируемых, было 10 театров — 7 в Петербурге (Мариинский, Александринский, Михайловский, Эрмитажный, Итальянский, Китайский и Гатчинский) и 3 в Москве (Большой, Малый и Новый)? Судя по всему, да, если Мединский объявил уже о далеко идущих воссоединительных планах — обещает к Александринке и Волковскому еще и создание большого театрального комплекса в Москве. Тем самым, считает Владимир Ростиславович, выгоду ощутят не только работники театра, но и все почитатели искусства. Вот только какую выгоду — не сказал.