По традиции в борьбу за «Гвоздь» вступают все столичные премьеры сезона. Эксперты сначала составляют лонг-лист, потом шорт. В короткий список сезона 2017–2018 вошло пять постановок — «Кинастон» из «Табакерки» в постановке Евгения Писарева. И его же спектакль, но поставленный уже в Пушкинском театре, — «Влюбленный Шекспир». Конкуренцию им составили «Вариации тайны» Камы Гинкаса (ТЮЗ) и «Старый дом» Владимира Панкова (ЦДР Казанцева и Рощина). И еще одна неожиданная работа — Театра им. Образцова: «Принцесса Турандот» Бориса Константинова. Все они ушли со своими «Гвоздями» — глобусом из хрусталя, в который вбит хрустальный же гвоздь. Разница только в размере: «Старый дом» по пьесе Алексея Казанцева унес самый большой.
Получая приз, Владимир Панков со сцены подчеркнул, что говорит о драматурге этой прекрасной пьесы только в настоящем времени: «Для нас Алексей Николаевич жив».
Но интрига премии СТД не только в том, кто ее получит, но и как будет поставлена сама церемония. Многие приходят на Страстной прежде всего из-за нее. Несколько лет здесь моду диктовал Константин Богомолов. Поначалу его шоу, которое он лично вел на пару с актером Вахтанговского театра Сергеем Епишевым, всем нравилось своими веселыми провокациями. Но в последние годы его шутки становились злыми и окончательно зашли в эпатажный тупик.
Так что церемонию прошлого года уже ставил Владимир Панков: ее вела четверка отважных детей, и это произвело на публику приятное впечатление. В этом же году церемонию отдали на откуп совершенно неожиданному кандидату — композитору Павлу Акимкину, который много работает с Панковым в ЦДР, в Театре Наций, в Пушкинском. Церемония «Гвоздя-2019» оказалась очень короткой (1 час 15 мин.) и крайне неожиданной. И что особенно примечательно — бессловесной. Не было даже ведущих, которые по традиции считаются украшением любой церемонии. Здесь все было вопреки.
На сцене — оркестр, у двух микрофонов по краям — Павел Акимкин с баяном, напротив него актриса Наталья Ноздрина. По центру — актер Артём Тульчинский. Закадровый голос объявляет: «Сказ о том, как министр культуры диссертацию писал». Ни единого слова о диссертации и методе ее написания — все показано пантомимой, подзвучено мультяшными голосами и оркестром. Зал буквально лежит от хохота.
После первого сказа объявляется номинант на «Гвоздь сезона», и сказания продолжаются. Их еще три — «Как чиновник сокращал театры», «Как иностранный режиссер ставил спектакль в России» и, наконец, «Как премьер-министр отмечал Год театра». Такой мощной пародии, дерзкой сатиры на власть не позволял себе прежде даже ёрник Богомолов. По сути, молодым поколением был предъявлен в Центре на Страстном новый формат премиальной церемонии, принципиально отличающейся от всех вариантов существующих церемоний.
Более того, театральное сочинение Акимкина в исполнении Тульчинского и Ноздриной, поддержанное женским голосом и музыкой, можно рассматривать как отдельный спектакль, который доходчиво и убойно смешно показывает болевые точки российской действительности. Нельзя сказать, что авторы уж совсем неизвестны широкой общественности: у Акимкина много музыки к спектаклям, Тульчинский только в этом сезоне сыграл серьезную роль в Театре Наций (спектакль «Любовницы»), но после такой церемонии ребята однозначно проснутся знаменитыми. Ибо театральная почта работает еще круче, чем цыганская.