На входе в «Гараж» публику встречает «Оммаж Татлину» — скульптура 84-летнего пакистанского художника Рашида Араина, задуманная еще полвека назад и реализованная теперь на родине автора башни в честь Интернационала. Конструкция из синих, желтых и красных металлических балок синонимична знаменитому проекту Татлина не только визуально, но и ментально. Когда в 1964 году Рашид приехал в Лондон учиться, он столкнулся с притеснениями из-за своего происхождения: Европа для своих, остальные — на вторых ролях. С этим амбициозный и талантливый Араин никак не мог смириться. Так что скоро его искусство приобрело политический характер. На выставке художника, расположившейся на втором этаже музея, собраны работы за 60 лет творчества. Каждое десятилетие — одна глава. И в каждой чувствуется борьба за права и свободы. Самым ярким манифестом стал перформанс «Горящие галстуки», во время которого Рашид сжигал символы европейского истеблишмента. Искусство Араина — это борьба за равноправие, реализованная в абстрактных, символических и акционистских формах. Всю жизнь он мечтал о арт-интернационале, мире, где художника будут ценить за талант, а не оценивать по цвету кожи и статусу в обществе.
Автор другой персональной выставки в «Гараже» родился в Стране Советов, где пролетариат победил. Павел Пепперштейн — сын известных художников Виктора и Ирины Пивоваровых — с рождения впитывал концептуальные идеи и смыслы. Он играл с ними в детстве и не отказался от интеллектуальных забав в зрелом возрасте. Его новый проект «Человек как рамка для ландшафта» — тому подтверждение. В пространство, где нет четкой границы между полом, стенами и потолком, он помещает выдуманные им истории. Здесь можно найти ставшие нарицательными произведения знаменитых художников, в которые Пепперштейн добавляет традиционные узоры. А еще вымышленный дневник Джеки Кеннеди-Онассис, философско-ироническую сказку про одноразового черного колобка, книги, которые нельзя прочитать, или портрет учителя математики, превратившегося в монстра. Впервые Пепперштейн представил свои детские рисунки, с которых все начиналось и которые прежде он никому не показывал. Здесь же художник домысливает образ, поразивший его в детстве во время посещения Мавзолея.
Для Павла Ленин стал своего рода сказочным персонажем, погруженным в волшебный сон вечности. Теперь он решил домыслить и расширить эту сказку. Путь в мифический мавзолей лежит через зал заседаний мировых лидеров, где, как полагается, есть круглый стол с флагами разных стран, покрытыми пестрыми узорами, и карта планеты, в отличие от реальной, разделенная на страны прямыми линиями. «Весь мир зацвел. Наступило тотальное процветание. Абсолютная весна. Если мировые лидеры сюда придут, то их мозги покроются цветочками, как эти флаги», — комментирует художник свою инсталляцию.
Сам же мавзолей и правда напоминает реальный. Только в саркофаге вместе с Лениным смотрит волшебные сны нагая спящая красавица, которую художник намеренно приблизил к современному представлению об идеальной красоте. «Я себя вообразил принцем, который должен воскресить Ленина. Эта инсталляция — как волшебный поцелуй. Давным-давно надо было деполитизировать восприятие Ленина. Сегодня это не историческая фигура, а мощная мифологическая конструкция», — поясняет Павел.
Завершается выставка темным залом, где парит микроскопический золотой эмбрион. «Младенец, который, по логике выставки, является ребенком Ленина и спящей красавицы, — полушутя говорит Пепперштейн. — Золотое дитя пришло из моего рассказа, повествующего об отдаленном будущем, когда решается проблема властителя России. Сотрудники научных институтов вместе с магами и шаманами создают идеального правителя — микроскопическое золотое дитя, которое летает внутри гигантского черного куба. Ребенок абсолютно мудр, чувствует всех жителей России и выдает идеальные решения. Это вечная модель власти».
Так что поход в «гаражный» мавзолей — это возможность соприкоснуться не только с мифологией, но и вообразить парадоксальное и идеальное будущее.