По ходу яркого и праздничного финала национального отборочного конкурса «Евровидение» в Украине субботним вечером то и дело возникала досада: каких же замечательных эмоций лишены зрители в России, которым уже много лет подряд келейно втюхивают посланников на евроконкурс какие-то закулисные дядьки (или тетьки?), не спрашивая народ ни о чем. Причем, не важно – хороших или плохих артистов втюхивают. Бывает по-разному. Но сам процесс!...
Из двух полуфиналов, которые тоже шли в прямом эфире, на финишную прямую вышли в результате шесть очень разных и каждый по своему невероятно интересных исполнителей и групп, которые представляли самый широкий спектр современной украинской поп-музыки. Спектр этот, как и повелось уже достаточно давно в украинской поп-музыке, был невероятно колоритен, свеж, креативен, продвинут и местами очень крут. Хит-бомбы Kazka и Maruv, взорвашие не только национальные, но уже и международные чарты; изящные в своей а-ля-бродвейской ретроспективности Freedom Jazz; запредельно-эстетские Brunettes Shoot Blondes; голосисто-напористые сестры-близнецы AnnaMaria; изящные в бодрящем и фантазийном миксе этно и хип-хопа Yuko, единственные, кто представил песню на украинском языке и это зачаровывало и очаровывало.
Такого, чтобы были мегазвезды типа Киркорова или Лазарева, как у нас, на их нацотборе не было. Не то, чтобы их в Украине нет. Очень даже есть. Я не о Лободе или Ани Лорак... Там сейчас есть замечательные Monatik, Макс Барских, хорошо известные и в России. Оля Полякова, в России уже хуже известна, но в Незалежной – самая, пожалуй, главная на сегодня поп-дива, заменившая собой не только Лободу и Ани Лорак, но и всех прочих украинских поп-див, которых чертова геополитика и войны, развязанные политиками, разметали по разные стороны от некогда условной границы родственных стран. Просто мегазвездам типа не с руки, вроде школьников, «участвовать в каком-то конкурсе, да еще отчитываться перед Джамалой», - как сказали мне близкие к этим звездам люди. На условиях анонимности, разумеется, сказали…
Помню, как перед первым назначением на киевское «Евровидение 2017» певицы-инвалида Юлии Самойловой мне шепотом намекали в кулуарах «Останкино»: конкурс в этом году «необычный» (мол, в Киеве же, ужас-то какой!) , поэтому и участник от нас будет «необычным». Да, прямо так и сказали. Не под запись, конечно. И действительно: выдали, так выдали...
Вот и в Украине «необычные обстоятельства», связанные с «аннексией» и «состоянием войны», в которой пребывает и, главное, ощущает себя страна, вновь вмешались и в отборочный конкурс на, казалось бы, беззаботное и «аполитичное» «Евровидение». В паузах между замечательными номерами, которыми было насыщено шоу, ведущий ивента с особым пристрастием то и дело допрашивал участников, если возникали сомнения в их порочной связи со «страной-агрессором». Член жюри и легендарная ныне Джамала объясняла конкурсантам с пылом Жанны Д' Арк: «Вы представляете ведь не только себя, а всех нас, нашу страну…».
Солистка группы Yuko Юлия Юрина, пока еще гражданка России, но живущая уже семь лет в Украине и говорящая на украинском лучше, чем член жюри Евгений Филатов, под таким судейском напором сдалась быстро: готова, мол, хоть сейчас сдать российский паспорт и получить украинское гражданство. Сестры AnnaMaria (Опанасюк) проявили, между тем, строптивость и были в итоге доведены до рыданий. В связи с тем, что их родители живут в Крыму и работают в госадминистрации «оккупационного режима», ведущий спросил их, что бы они выбрали, если бы так был поставлен вопрос, - «родных или конкурс»? «Конечно, родных!» - ответили уже рыдающие женщины. «Но тем не менее вы сейчас на конкурсе!» - подловил их ведущий. «Мы украинские певицы и любим Украину, а быть патриотом – это не значит кричать, что ты патриот», - парировали артистки. Накануне финала сестры дали телеинтервью, в котором отказались «говорить то, что вы хотите от нас услышать» - то есть назвать Россию «страной-агрессором». «Вы понимаете, что подложили фундамент российской пропаганде?» - дожимал ведущий. «Ваше вчерашнее интервью – просто жопа!» - выпалил вдруг член жюри Евгений Филатов, обычно исполнявший функцию ботаника-интеллектуала. Из «жюрящих» держался только Андрей Данилко: «Я почувствовал себя сегодня на комсомольском собрании в школе, которую давно закончил».
Но легендарная Джамала была несгибаема: «Вот, на пресс-конференции в Тель-Авиве встанет журналист и задаст вам «неприятный» вопрос: «Крым для вас – это Украина?». «Конечно, Украина!» - отрезала Maruv, которая, однако, отвечая на вопрос о гастролях в «стране-агрессоре», была весьма эмоциональна: «Кто-то берет в руки оружие, а я несу мир песней, музыкой. Хочу напомнить, что конкурс «Евровидение» был создан после Второй Мировой войны, чтобы страны объединялись, появился какой-то общий праздник, чтобы делились культурой, и я считаю, что это круто и классно. В первую очередь, это конкурс песни, а не политические выборы».
Заведенная и взведенная поп-стар (а она уже поп-стар по всей Европе после хита Drunk Groove) закончила страстный исторический экскурс наблюдением: «Люди (в России) разные, нельзя всех судить по одному президенту, все 4 миллиона или 4 миллиарда…». Запутавшуюся в количестве народонаселения России певицу, конечно, ведущий шоу не смог не отхохмить: «4 миллиарда хочется их президенту, а нам хочется 4 миллиона»…
Несмотря на все перепалки, победителем финала стала песня Siren Songs от Maruv с завораживающим клубным битом и провокативным эротическим номером, уже собравший рекордные для конкурсной песни просмотры в Интернете. Второе место от жюри и первое от зрителей не оставили шанса конкурентам. Казалось бы, happy end. Однако, Марлезонский балет только начинался.
Ночь после конкурса взорвалась сенсациями. В истории «Евровидения» такого еще не было: чтобы победитель национального отборочного тура после официального оглашения результатов голосования так и не понял - едет он на конкурс или нет. А именно это случилось с Maruv. Еще во время трансляции финала ведущий вдруг зачитал странноватое заявление, согласно которому итоги конкурса подлежат дополнительному «утверждению» национальным вещателем, официально представляющим страну на конкурсе. Сразу после оглашения результатов первый вице-премьер Украины Вячеслав Кириленко выпустил заявление, в котором «еще раз повторил», что «представителем Украины не может быть артист, который гастролирует в государстве-агрессоре, планирует делать это в дальнейшем и не видит в этом ничего предосудительного». Еще до конкурса в похожем заявлении вице-премьер настаивал, что в таком случае «лучше вообще никому не ехать, не надо будет тратить время на объяснения, что на самом деле между Украиной и РФ не дружба и гастроли, а агрессия, аннексия и оккупация». Maruv же как-раз очень даже планировали ехать в Россию, «поэтому история с участником от Украины еще далеко не завершена», - заключил г-н Кириленко.
На нескольких фанатских евровидийных ресурсах появились неподтвержденные сообщения об «ультиматуме», который якобы поставлен перед Maruv –в течение 24 часов отменить все гастроли в России. Ведущий ресурс блогеров «Евровидения» wiwiblogs.com, описывая коллизию, назвал произошедшее в Киеве «кульминацией политических скандалов», «драмой, вовлекшей высшие эшелоны власти», что «вызвало изумление».
***
В далеком Иркутске, тем временем, не смыкая глаз холодной и глухой сибирской ночью нес вахту у монитора компа гастролирующий Филипп Киркоров. «Мистер Евровидение», вновь собирающийся на еврористалище в качестве продюсера номера Сергея Лазарева, конечно, не мог пропустить столь яркое событие, как национальный украинский евроотбор, после чего поделился уже своим и, судя по всему, не меньшим «изумлением» с «МК».
- Филипп, ты рад за Maruv? (Вопрос был задан еще до появления заявления украинского вице-премьера)
- Я очень рад, что талантливая девочка сказала открыто правду, что «Евровидение» - это песенный конкурс и ничего больше. Она выиграла финал и удостоилась чести представить Украину. И люди голосовали за нее и ее песню вне всяких политических пристрастий. Это – самое главное, как бы ни провоцировали, ни доводили беднягу до слез во время этого тяжелейшего испытания. Она достойно ответила, достойно держалась и достойно выиграла конкурс. Тем более приятно, что она говорит очень хорошие вещи про Сергея (Лазарева). Ведь в украинском «Голосе» (еще в 2014 г. – прим. редакции) Maruv (тогда просто Анна Корсун) была в команде Лазарева. И недавно в интервью очень хорошо о нем говорила, открыто, не боясь. Она достаточно смелая, открытая, и на самом деле у нее была самая модная песня, она выиграла по праву – голосованием телезрителей. Прошла через этот ад и, думаю, блестяще представит Украину в этом году.
- А у вас будет очередное интересное и напряженное соревнование с Украиной, как и в 2016 г. в Стокгольме. Сильный соперник, не так ли?
- Да, но только там были откровенные выпады Джамалы против Лазарева. Меня это сильно расстраивало.
- Филипп, не помню таких выпадов. Были взаимные выпады между разными деятелями в Украине и России, но не между артистами…
- Были-были. Ты забыл просто. Как и Джамала, которая тоже все забыла напрочь, забыла, как она прошла на «Новой волне», абсолютно перечеркнула и сожгла все мосты, превратив свое участие в конкурсе в политическую акцию.
- Про «Новую волну» она ничего не забыла. Помню, в интервью «МК» в Стокгольме Джа очень тепло вспоминала свой успех в Юрмале...
- А я хочу напомнить, что EBU (Европейский вещательный союз, - прим. редакции) очень жестко следит за тем, чтобы не было никакой политики в конкурсе. Никаких призывов, никаких атак и тем более никакого давления и шантажа, которые я наблюдал во время трансляции украинского национального отбора. Очень интересно, что обо всей этой ситуации сейчас скажет EBU. Так что повторюсь: я очень рад, что Maruv победила и, главное, я рад, что она открыто сказала правду.
- Видишь, какая Украина страна – можно даже под давлением сказать правду и победить, несмотря ни на что, в эфире национального телеканала…
- Но это достаточно рискованная процедура и она достаточно смелый человек.
- Если представить подобную ситуацию, допустим, в России. Зазеркалить… Вот выходит в нацотборе какая-нибудь наша «марув» и говорит не то, что положено говорить агитпропом. Во-первых, ни до какого нацотбора она бы в принципе не дошла. Во-вторых, куда бы она поехала?
- Ну, слушай… У каждого свои недостатки, как говорят в известном фильме «В джазе только девушки»… С нашей стороны, на мой взгляд, мы должны сделать все, чтобы показать, что мы сближаемся с Украиной. Как они там реагируют на нас, пусть это останется на их совести. А мы лично со своей стороны должны показать свое миролюбие…
- Под «мы» и «миролюбием» ты имеешь в виду что и кого? Себя с Лазаревым или вообще страну?
- Ну, давай начнем хотя бы с нас, с тех, кто участвует в конкурсе. Голосуют-то телезрители, нам же нужны голоса зрителей. Если они увидят от нас доброжелательность и дружелюбие, если мы будем напоминать о добрых вещах, как о том же украинском «Голосе», когда Лазарев был в жюри и первым повернулся к Maruv и она была в его команде… Понимаешь?
- Стараюсь, но с трудом…
- Но все это только плюс. И то же интервью Maruv, где она так по-доброму вспоминала как-раз «Голос» с Лазаревым, было всего четыре дня назад. А они довели бедную девочку до слез. И этих несчастных сестер Анну-Марию. Ну, это что вообще! Поставить выбор между родителями и конкурсом! Как можно?! С такой агрессией, с такой злобой довести до рыданий. Это же песенный конкурс! Во что они его превратили?!
- Сдается мне, Филипп, что ты действительно не смотришь российское ТВ…
- Нет, нет! Там агрессия была в вопросах, в постоянном нажимании на больные места. В конце концов, это же не шоу Савика Шустера.
- Тоже, кстати, хорошее было шоу у него в России – «Свобода слова». Закрыли. Уехал человек в Киев…
- А это конкурс песни, а не политический диспут. Причем тут эти обсуждения: Крым – не Крым, политика – не политика? Обсуждайте качество музыки, плохо или хорошо спела, фальшиво – не фальшиво, старомодная музыка или не старомодная. Я за это. И у нас когда такое происходит – тоже, к чему это?
- Кстати, а что у нас происходит? Вашу-то с Лазаревым песню когда услышим? А то уже извелись все…
- Днями, думаю.
- Доволен как получается?
- Я даже не ожидал, что работа над песней займет такое долгое время, потому что задействован очень серьезный состав действительно больших музыкантов, симфонический оркестр. Трехмесячная работа подходит к концу. Постараемся не разочаровать зрителей, хотя естественно расчитывать на то, что это понравится всем, было бы глупо. Но музыку надо слушать. Все силы направлены на то, чтобы достойно представить Россию в этом году. И так уже много разговоров, слухов, будет еще больше, когда люди услышат песню. Но хорошо смеется тот, кто смеется последним.
- То есть удалось найти новую ипостась артисту, о чем уже столько говорят?
- Новая ипостась - для западного зрителя. Потому что в 2016 году они увидели одну грань Сергея, три минуты одной стороны – танцевальную динамичную песню. Но в нашей стране прекрасно знают и его лирическую сторону, и артистическую, и танцует он, и поет, и на коньках, и на брусьях, и в цирке, и в театре, и везде. Так что наша задача сейчас показать и всей Европе другую грань его таланта и творчества.
- То есть драматизм, слезы и страдания? Как только что на украинском отборе?
- Драматизм, эпическое состояние, связанный с этим состоянием номер, хореография. Для Европы это будет другой Лазарев, для нас – тот, которого уже давно любят и знают. И, кстати, как мне кажется, любят еще больше, чем танцевального.
- В Украине свои терки с еврокандидатами, но и у нас не все впали в щенячий восторг от очередной кулуарной спецоперации по назначению на конкурс пусть и популярного артиста с тобой впридачу…
- Сергею и так непросто сейчас. И та волна, которая идет, как мне кажется, не очень правильна с точки зрения патриотизма и не достойна уровня нашего представителя на конкурсе. Наоборот, Сергея сейчас надо поддержать, окрылить, вдохновить, а не травить. А что сейчас происходит? Что это за разговоры, что за визги, писки?! Со стороны жириновских там и им подобных! Которые приплетают какие-то небылицы, обвиняют в том, чего нет. Что за манера, присущая именно в нашей стране – бей своих, чтобы чужие боялись!
- Вот-вот, даже Алла пела именно эту строчку в своей давней песенке…
- Что же это такое?! Вместо того, чтобы вдохновить артиста, воодушевить тем, что в него верит народ, поддерживает…
- Так ведь не спросили народ-то… Не было ж открытого конкурса…
- И что - надо запускать всю эту травлю?! Любимая русская забава – уничтожать, бить, критиковать, вместо того, чтобы поддержать, вдохновить, отправить с Богом на конкурс и болеть за него, чтобы он достойно выступил. Тем более, после того, что происходило в России с «Евровидением» в последние два года: один год вообще не показывали, во второй мы даже не прошли в финал…
- Да уж, изголодалась Рассеюшка по яркому перфомансу на Евросонге, тоже вот в политику, однако, заигралась. А других обличаем…
- И интерес к «Евровидению» со стороны зрителей, так скажем, подугас. И для того, чтобы вернуть интерес, я думаю, это было абсолютно правильное решение - отправить именно Сергея Лазарева, который идеально подходит по меркам евроартиста. Прекрасный артист, был уже на конкурсе, бывалый боец, блистательно поет и разговаривает на английском. Он надежный, умеет себя подать, абсолютно профессиональный во всех отношениях. На мой взгляд, на сегодня это самый достойный представитель нашей страны, который мог бы достойно представить ее на таком серьезном музыкальном форуме. Это, конечно, мое субъективное мнение, оно может расходиться с теми, кто категорически против кандидатуры Сергея, но сколько я себя помню, любая кадидатура всегда вызывала вопросы, споры, недоверие. Особенно, если эта кандидатура назначалась, а не выбиралась на открытом конкурсе.
- Ну, вот и ответ на твои же стенания. Провели бы конкурс, как в Украине, Швеции, Франции, десятках других стран, устроили бы праздник, честное состязание, все были бы рады, доверия прибавилось бы…
- В нашей стране и к конкурсным голосованиям, когда они были, тоже есть вопросы. Но я артист, который все еще верит в объективность и честность, и когда я смотрю всевозможные телешоу, где идет смс-голосование, то надеюсь, что голосование честное и побеждает сильнейший. Во всяком случае на «Евровидении» всегда побеждает сильнейший. Как бы, скажем, я соглашался или не соглашался с той же победой Джамалы в 2016 г., с голосованием так называемого «профессионального жюри», но многие страны отдали ей голоса и в телезрительском голосовании. Да, в телевоутинге тогда выиграл Лазарев, но и у Джамалы был высокий результат по телеголосованию. Нравится – не нравится, победителей не судят. Тогда победила Джамала. Но Сергей едет сейчас не за реваншем, а чтобы достойно представить страну. Время сейчас для нас непростое. Поэтому тех, кто находится во вражеском стане, я призываю опустить эти ножны и вдохновить артиста на победу или хотя бы на то, чтобы достойно выглядела страна. Ладно бы он в прошлый раз занял 17 место или не прошел в финал, тогда бы такая реакция была бы объяснима, но артист был в шаге от победы, он умеет, знает и готов еще раз. Сергей, конечно, крепкий орешек и не станет хуже выступать из-за каких-то там плевков некоторых деятелей, но чисто морально, мне кажется, это не очень правильно и достойно страны.