- Марк Борисович, «Ложа» работает уже пять месяцев, каковы ее цели и задачи?
- Сегодня самым большим дефицитом в директорском корпусе, с моей точки зрения, является общение. А оно в свою очередь позволяет обмениваться информацией. Что происходит у наших директоров в том или ином театре? Ведь каждый театр - это государство со своей экономикой, отношением к людям и так далее. Но хочу заметить, что это не только деловое общение, а в первую очередь личностное, не побоюсь этого слова дружеские контакты. Когда все директора собираются за красиво сервированными столами, с указанием персонального места для каждого участника сообщества - это совсем, не как на общем собрании. Когда мы только начинали наш проект, я сказал и коллегам по столичному цеху деятелей культуры, и попечителям, что наши встречи прежде всего должны быть самого высокого уровня и планка не должна опускаться никогда. Это может быть только лучше, но хуже-никогда. Наша задача вернуть высокое уважение к театру и его директору, мы должны содействовать уважению директора театра и театра в целом. К сожалению, театральные директора всегда были на вторых, иногда на третьих ролях!
- Ну не знаю, сейчас некоторые из ваших коллег берут реванш, готовы сами стать чуть ли не худруками.
- Но в советское время это было именно так! Сейчас нашей профессии уделяют большое внимание, в первую очередь, благодаря городским властям. Еще очень важно, что на нашей «Ложе» со своими программами выступают артисты разных поколений, но в основном это театральная молодежь: они представляют участникам и гостям "ложи" свои коллективы. На первом заседании нас приветствовал театр Оперетты, на втором «Ленком», на третьем «Сатиры», на последнем выступали артисты театра Романа Виктюка с очень интересной программой. До конца сезона мы ожидаем приветствие театра Русской песни Надежды Бабкиной, Театра Фоменко и театра Вахтангова.
- "Ложа" собирает директоров только столичных театров?
- Нет, например на последнем заседании мы представили коллегам нового директора Ярославского театра имени Федора Волкова - Туркалова Алексея Олеговича. Планируем приглашать директоров из регионов: оплачивать им гостиницу, и каждый день организовывать посещение спектаклей московских театров. Очень важно, чтобы они видели, что происходит в Москве, какие режиссеры, художники, актеры работают. Какие премьеры выпускаются. Для участников "Ложи" в фойе особняка постоянно устраиваем выставки художников, дизайнеров, коллекционеров. Каждое заседание мы поздравляем тех, у кого за прошедший месяц был день рождения. Вручаем им подарки, говорим добрые слова, кажется, мелочи, но это не мелочи, а уважительное отношение к каждому коллеге, как к личности. И вот задача нашей «Ложи» культивировать и нести в театральный мир, в директорский корпус именно такой стиль отношения.
- Однако, на одном из заседаний я слышала от ваших же коллег мнение, что за такими красивыми съездами, как за ширмой, может скрываться чей-то интерес, например нового билетного портала?
- Когда ко мне пришли с предложением проводить "Директорскую ложу" в особняке на Тверском бульваре, я первым делом спросил: "А что вы хотите взамен? Со своей стороны, мы можем обеспечить вам приход в театры Москвы на премьеры, но более ничего". - «Ничего и не надо, - так мне ответил теперь уже Председатель попечительского совета "Ложи" Руслан Киреев. - Я люблю театр, хочу ему помогать. И вот уже четыре «Ложи» прошло, но все идет так как мы договорились… Я уверен - ничей интерес за этим не стоит. Мало того, попечители со своей стороны собирают бескорыстных людей, единомышленников, которые искренне относятся к театру.
- Еще одно мнение, с которым я столкнулась: один молодой директор, рассчитывал, что на директорской ложе будут обсуждаться прежде всего деловые вопросы.
- Конечно. У нас деловая программа всегда есть в повестке дня. Вот как раз на последней встрече в январе, ко мне подходило очень много директоров и выражали благодарность за возможность поговорить на внутритеатральные темы, поделиться опытом. Кто-то из них уже нашел во время общения кандидатуру бухгалтера к себе в театр, кто-то опытного специалиста по торгам и т.д. Еще хочу сказать, что все участники "Ложи" имеют возможность прямого общения со своими руководителями, законодателями, к нам практически постоянно приходят руководители культуры, министры России и Москвы Владимир Мединский и Александр Кибовский, председатель Мосгордумы Алексей Шапошников. Здесь у них есть трибуна, живое общение с профессионалами, а не селекторное совещание. Кстати, перед тем как на «Ложе» соберутся директора, Столичный Цех деятелей культуры проводит пресс-конференцию, где руководители и приглашенные отвечают на вопросы журналистов по злободневным темам театральной жизни. Я уверен, что любую проблему проще решить, когда все директора собираются вместе.
- А вот, например, проблема - в театре на Малой Бронной многолетний конфликт худрука Сергея Голомазова и директора Константина Чернышева. Никто не может (или не хочет?) его разрешить, а в результате страдает коллектив. Может ли директорская «Ложа» каким-то образом вмешаться в этот конфликт?
- Это правда, в первую очередь коллектив страдает, театр лихорадит, и я думаю, нам удастся вместе, этот «Гордеев узел» развязать. Меня волнует справедливость. Если хотите услышать мое мнение, то я считаю, что не может худрук работать сразу в двух театрах, один из которых находится - в Латвии.
- А можете ли вы, как глава «Ложи» вместе с коллегами повлиять на ход затянувшегося дела Седьмой Студии? Все измотаны, ситуация невыносимая, тем более, что фигуранты дела ваши коллеги, менеджеры и директора. Не пора ли вам всем, сказать свое веское слово?
- К сожалению, мы не знаем все досконально. Все время, поступали противоречивые сведения, тут все сложно. Вопрос в другом - почему так долго идет процесс? Но мы разговариваем на эту тему, и я уверен, что мы обязательно поможем распутать клубок, состоящий из сплетен, домыслов и недоразумений.
- Вы готовы направить коллективное письмо за подписью директорского корпуса?
- Конечно, мы в постоянном контакте по этому вопросу с Департаментом культуры, Мосгордумой.
- Скажите, Марк Борисович, вы - филантроп?
- Филантроп. Мне самому ничего и не нужно. Я считаю, своей обязанностью быть для людей, своих коллег добрым другом. Просто хочу проявлять дружеские отношения к своим товарищам по цеху. Научить этому нельзя, это надо чувствовать, воспринимать все сердцем и тогда у нас все будет хорошо!