Ну прямо скажем, заявление несколько несвоевременное — как-никак на дворе Год театра. И вместо того чтобы расширять театральное поле, глава кабмина предлагает подумать над его сужением. Интересно, кто навел Дмитрия Медведева, не имеющего репутации большого театрала, на такую оригинальную мысль, остается загадкой. Но справку ему подготовили странную, разъясняющую, что, мол, в Советском Союзе было театров куда меньше, чем теперь. Это как сказать. Например, в 1921 году, когда страна голодала, кипела в страстях Гражданской войны, неся невосполнимые потери, театров насчитывалось до двух тысяч. В стране работали не только профессиональные, но колхозные и войсковые театры. Народ тянулся к театральной культуре, и возможно, это была единственная отдушина у голодных, оборванных, измученных людей.
Большевики, надо сказать, были не дураки: те вообще рассматривали театр как инструмент пропаганды и вкладывали в него деньги, множили по стране театральные коллективы, театральные звания и награды, тем самым принося пользу не только своим идеологическим установкам, но и конкретным людям, проживавшим в конкретных населенных пунктах нашей необъятной родины.
Но это история. Большевиков сейчас нет, а вот позиция нынешней власти в вопросах театра, как института воспитательного и просветительского, совершенно непонятна. Что происходит, товарищи? Одной рукой президент наш Владимир Владимирович подписывает указ о Годе театра. Во Владивостоке стартует театральный марафон с участием первых лиц государства. А другой рукой в лице премьер-министра собирается сделать чик-чик нашей гордости, обрезание нашему театру. Зачем? У нас так много достижений, которыми мы можем по-настоящему гордиться и козырять ими на каждом шагу, как дорогой картой, которую никому не побить.
Ведь это же не постановочные кадры, когда голливудские и европейские звезды, приезжая в Москву, как подорванные стремятся в Камергерский переулок в Художественный театр, чтобы постоять на святой сцене. Некоторые делают это на коленях. Потому что это даже не советский или российский — а русский театр!
Понятие «театр» — часть нашей национальной ментальности, если хотите. Пойти в театр — это культурно даже для некультурного слоя. Именно в театре женщины еще меняют сапоги на туфельки. Артистизм наш неистребим на всех уровнях — некоторые чиновники, кандидаты в депутаты, партайгеноссе артистично врут на телевизионные камеры, и публика им верит. Оратор, артистично толкнувший с трибуны речь, может рассчитывать на большее, чем тот, кто не владеет актерскими приемами. Воры в законе тоже весьма артистичны и с энтузиазмом несут свою шансон-культуру в массы.
О наших актерских генах можно рассуждать много, но в связи с заявлением Дмитрия Анатольевича лучше порассуждать вот о чем: а как именно он собирается сокращать количество театров? Ведь сказано — их много. Читай — должно быть меньше. А судьи кто? Значит, создадут комиссию из авторитетных театральных деятелей, которые согласятся работать душегубами. Незавидная доля, тем более что профессионалы отлично знают, что жизнь каждого театрального организма — волнообразная, от фантастического успеха до стагнации и забвения. Она на сто процентов зависит даже не столько от финансовых вливаний, хотя без денег куда театру, сколько от художественного лидера и его идей. История и современность знает случаи: сегодня театр ходит в первачах, а завтра у него полупустые залы. И если закрыть неуспешный театр, то где гарантия, что завтра в него не придет тот, кто сделает ему успех и кассу?
Нюансов тут множество, состояние российского театра при всем его историческом величии на практике далеко не идеальное. Театр требует изменений: жестче быть с ленивыми руководителями, не выполняющими «дорожной карты», создание кадрового резерва директоров из молодых — но перемены должны быть разумными, работающими на пользу, а не в ущерб... Так что сомнительны тезисы о сокращении театров, усугубленные к тому же их слиянием. По какому принципу — территориальному (Большой с Малым и РАМТом находятся на одной площади) или жанровому — оперу с балетом: в «Геликоне» или «Новой опере» поют, пусть теперь и потанцуют, например, с Кремлевским балетом и каким другим?
ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ
Мы попросили прокомментировать возможные перемены на театральном поле худруков и директоров столичных театров.
Иосиф РАЙХЕЛЬГАУЗ, художественный руководитель театра «Школа современной пьесы»: «Как ни странно, я принципиально согласен с мнением Дмитрия Медведева, что в России слишком много дотационных театров. Вполне возможно, что их количество можно сократить. Но я бы начал все же не с самих театров, а с их руководства. На одном моем веку поменялось уже 9 министров культуры, а я работаю в этой сфере более 40 лет. Если когда-то Управление культурой, именно так оно называлось, занимало одно здание и располагало несколькими кадрами, то сейчас у нас огромное количество бессмысленных чиновников среднего звена, которые бесконечно что-то согласовывают, проводят конкурсы и тендеры и получают огромные зарплаты. Если с этого начать, то можно и до театров добраться.
Но нельзя забывать, что наше театральное искусство — это то немногое, чем мы можем гордиться и что можем предъявлять миру. Не нефть и газ, а именно искусство. И если Дмитрий Анатольевич Медведев, сам очень небедный человек, хочет привести нашу экономику в некоторый порядок, пусть он сократит расходы на вооружение, которым мы угрожаем всему миру, и вкладывается в процветание фестивалей, гастролей и произведений искусства».
Дмитрий БЕРТМАН, художественный руководитель «Геликон-оперы»: «На мой взгляд, чем больше театров, тем лучше для государства. Россия всегда славилась искусством, и тем обидней слышать такое заявление в Год театра. Опять же, сейчас идет активное строительство региональных театральных центров: в Кемерове, Калининграде, Владивостоке. Президент принял решение о строительстве новых площадок. Поэтому я немного не понимаю логики Дмитрия Анатольевича и думаю, его ввели в заблуждение. Еще недавно на президентском Совете по культуре, членом которого я являюсь, Владимир Владимирович заявил, что необходимо сохранять культурное наследие России, а не разрушать его. Я опасаюсь, что слова председателя правительства какой-нибудь чиновник в регионе, который ни разу не был в театре, рьяно воспримет как руководство к действию.
Театры, музыкальные школы, музеи — это то, что определяет людей. Задача каждого культурного заведения, каждого федерального и регионального института культуры не штамповать лауреатов международных конкурсов и претендентов на «Золотую маску», а развивать образное мышление, гармонию и мораль. Ведь моральный кризис куда страшнее экономического».
Кирилл КРОК, директор Театра им. Вахтангова: «Я много езжу по России и знаю, как тяжело выживают наши коллеги в регионах. И если под впечатлением от слов Дмитрия Анатольевича ретивые чиновники города N закроют драматический или кукольный театр, поверьте, никому от этого лучше не станет, в городе N исчезнет культурный очаг притяжения. Не будет региональных театров — не будет и театральных побед.
Безусловно, дифференцировать государственную поддержку необходимо, и я считаю, что те театры, кто любим публикой и востребован, должен получать больше. Но если сломать исторически сложившуюся театральную систему (в России около 650 театров), если отказать им в поддержке, то они просто будут уничтожены. А значит, Россия перестанет быть великой культурной державой».
Александр ШИРВИНДТ, художественный руководитель Театра сатиры: «Медведев начальник, ему виднее».