Лет десять назад в музыкальных медиа не без издевательских шуток вещали о нешуточной битве Билан vs. Лазарев. Молодые, харизматичные, сами из себя модные, они явно топтались на одном поле, следовательно, кто-то кого-то должен был уделать. Но рубилово затянулось, и в итоге проиграли, кажется, оба. Они перестали быть модными и превратились в обычных эстрадных артистов типа Леонтьева и Киркорова.
При этом Билан изо всех сил старался держать руку на пульсе, выпускал альбомы, разучивал новые танцы. Но при этом новинки становились лишь частью общего музпотока, в то время как за звание самого-самого рубились уже Федук и Элджей. Ситуацию отчасти изменила та самая «Пьяная Любовь», которая, во многом благодаря видео, явно зацепила самую разную публику. И новое концертное шоу, где под единым постановочным соусом можно было бы объединить модерн и поп-классику, стало весьма разумным стратегическим ходом.
Как это выглядело
По-стадионному размашисто. Основная сцена, чем-то напоминающая интерьер космического корабля и словно обернутая занавесами, которые служили еще и экранами. Вторая сцена — в виде купола, «загримированного» под лунную поверхность. Подиум у большой сцены и замысловатые конструкции, позволявшие делать музыкальные номера многоэтажными и щедро нашпигованными самыми разными световыми эффектами. Всего этого оказалось вполне достаточно, чтобы снабдить каждый трек концерта приметной мизансценой и жирно подчеркнуть общий концепт космического путешествия в поисках самого себя. По ходу действа предусмотрены своего рода видеоантракты — небольшие фильмы с абстрактным видеорядом и не менее абстрактным текстом главного героя о своей жизни и ее смыслах.
Однако при всей своей хай-тек-амбициозности постановщики избежали соблазна растянуть эту «туманность Андромеды» на целое шоу и, по сути, уместили три концерта в одной программе. Первый стартовал с пафосной интродукции, явления Билана с небес и песни «Alien» c одноименного альбома, обозначившего в 2104 году явный интерес артиста к электронной музыке. Дальнейший трек-лист первой части действа мог озадачить своей неожиданной пестротой. Здесь и «Мечтатели», и почти ретро-хит «Это Была Любовь», и англоязычные Number One Fan и Believe, а еще драматичная до истерики кавер-версия аллегровской «Я Тебя Отвоюю». К этому нужно добавить не самый веселый видеоарт, акробатические трюки и сложную бутафорию — в общем, грузанули не по-детски.
Мостиком в более праздничную часть концерта стала «Неделимые», исполняя которую Билан пролетел на трапеции через всю арену и «прилунился» на вторую сцену.
Чуток ликбеза: одними из первых вторую сцену начали использовать U2 еще в начале 90-х, когда появились ушные мониторы — они давали возможность артистам, находясь в центре зала, не слышать слегка запаздывающий звук из порталов. Вторая сцена — мероприятие сугубо рок-н-ролльное: среди толпы с зажигалками сыграть пару медляков или что-нибудь в акустике. Перевод этой затеи в поп-формат — дело небезопасное, и, чтобы не стать посмешищем, лучше все продумать.
И продумали. Конечно, не обошлось без пафоса. Весь зал залит огнями (публике выдали светящиеся браслеты, которые включались синхронно), Билан стоит на вершине «лунного» купола и медленно расстегивает рубашку. Если нужна иллюстрация для термина «поп-гедонизм», то трудно придумать что-нибудь более подходящее. Но через мгновение все меняется. Купол поднимается, под ним белый рояль, и под такой минималистичный аккомпанемент артист поет «Не Отрекаются Любя». Будем откровенны, это не лучшая кавер-версия песни из пугачевского золотого фонда, однако публика принимает ее с невероятным воодушевлением.
Но и это еще не все сантименты. Главный герой действа рассказывает, как в 2009 году его пригласили открыть московское выступление Уитни Хьюстон. Как он просил небольшую личную аудиенцию с целью получить персональное разрешение на участие в концерте соул-дивы, как ничего не получилось, как он решил не выступать и как до сих пор об этом жалеет. На экранах старый ролик: Уитни поет «I Look To You», Билан немного подпевает в припеве, видео микшируется так, что получается почти дуэт. Очень просто, но трогательно и симпатично.
Третья часть действа проходит под девизом «А теперь дискотека». Герой вечера «перелетает» на основную сцену, и она уже больше не инопланетный корабль, а скорее танцплощадка в парке, в зале же начинается форменное безумие. Саундтрек подходящий. От «Пьяной Любви», с выходом Полины и всей банды, из разгульного видео до «Ночного Хулигана», которому уже больше трех пятилеток. В плясовой угар неожиданным образом попадают «Земляне» с «Травой У Дома», ставшей убойным танцевальным номером, переложенным на два голоса. В финале звучит «Невозможное Возможно». Концерту, который шел два с половиной часа, бисовка явно не требуется.
Плюсы
Разговоры о том, кто у кого стянул сценические приемы, сейчас не имеют никакого смысла. Постановка концертного шоу — это глобальный супермаркет, и вход туда открыт для всех. Важно избежать соблазна вести себя подобно богатенькому первокласснику и скупить все, что под руку попадется. Потому как главное — не что у вас есть, а как вы этим пользуетесь. Возможно, Билан и Ко купили всяких крутых игрушек чуть больше чем нужно, но тем не менее сумели добиться соответствия картинки и звука. А еще они неплохо повеселили свою публику, и ради этого стоило брать в аренду огромную арену.
Минусы
В начале действа было несколько моментов, когда казалось, что технологии вот-вот раздавят все человеческое. Впрочем, не исключено, что подобный триллер тоже был в сценарии. Голоса артиста предсказуемо не хватило на столько песен и танцев. Или почти хватило — в версии отчаянных оптимистов.
Фраза вечеринки
«Любовь не была, она осталась», — заметил Билан после того, как финал песни «Это Была Любовь» утонул во всенародном ликовании. Возможно, именно эта любовь при небольшой помощи высоких технологий и позволила артисту на глазах у всех сделать стадионную перезагрузку своей карьеры.